Троицкий–Даниловский монастырь
Троицкий–Даниловский монастырь – расположен на невысокой возвышенности к востоку от Горицкого монастыря. Основан в 1508 году у братских могил-скудельниц монахом Горицкого монастыря Даниилом. По его имени получил второе наименование Данилов или Даниловский. Основатель монастыря пользовался доверием Великого князя Василия III и стал крестным отцом долгожданного сына князя – будущего царя Ивана Грозного. В благодарность Василий III повелел построить в монастыре каменный Троицкий собор и трапезную палату, недошедшую до наших дней. Широкие строительные работы развернулись в монастыре во второй половине XVII века, когда были построены Даниловский придел, колокольня и небольшая Всехсвятская церковь. На стенах и сводах собора появились росписи. В последние годы XVII века на средства богатого и знатного князя И.П.Барятинского, в конце своей жизни ставшего монахом Троицко-Данилова монастыря, строятся обширное здание новой трапезной палаты с церковью Похвалы и протяженный корпус келий с погребами и ледниками. В начале XVIII века вокруг монастырской территории возводят ограду с башнями и Святые ворота с церковью на втором этаже. В XIX века в южной части монастыря сооружают из кирпича хозяйственные постройки: каретный сарай, конюшни, сеновалы, баньку, сторожку. Монастырь владел обширными пахотными землями и лесами. В середине XVIII века ему принадлежало больше трех тысяч крепостных крестьян. В монастыре находилась богатая ризница и обширная библиотека. Троицкий собор – одно из старейших сооружений Ярославской области, возведен в 1530–1532 годах. Традиционный по своей композиции: четырехстолпный, одноглавый, с тремя выступающими апсидами. Храм отличается четкостью построения, благородством пропорций. К его сооружению, вне сомнения, были привлечены опытные зодчие. Первоначально собор имел позакомарное покрытие. Поздняя четырехскатная кровля скрыла выразительный ряд кокошников в основании барабана; часть узких щелевидных окон была заложена, вместо них пробиты новые широкие оконные проемы. Редко встречающейся особенностью собора являются граненые апсиды. Большую художественную ценность представляют росписи, выполненные в шестидесятые годы XVII века бригадой живописцев под руководством выдающих художников своего времени Гурия Никитина и Силы Савина. Значительное место в росписях занимает история ветхозаветной троицы – трех ангелов, посланных к праведнику Лоту в грешний город Садом. На южной и северной стене расположены известные композиции, изображающие трех ангелов в гостях у Авраама и Сары. На северной стене сцена в доме Лота, объятый пламенем, погибающий Содом, фигура жены Лота, превратившаяся в соляной столб. Наряду с ветхозаветными сюжетами здесь же находятся изображения сцен из Нового завета – «Тайная вечерня» и «Омовение ног», интересные по своему композиционному построению и ликам апостолов. Выразительны грозные сцены из Апокалипсиса – библейского сказания о гибели мира. На стенах изображены фантастические чудовища, огненный ангел, скованный цепями сатана, вавилонская блудница, сидящая на многоглавом звере. Наряду с грешниками, отправляющимися в ад, фигуры праведников, обеспечивающих себе путь в рай. Сцены из Апокалипсиса занимают не только западную стену, как обычно, но и часть боковых стен. На столпах – фигуры святых. На сводах и частично на стенах росписи были прописаны яркими красками, но рисунок остался без изменений, кроме центральной апсиды. Не подновлялись росписи на барабане. К выдающимся произведениям древнерусской монументальной живописи можно отнести проникновенный лик Спасителя, изображенный на куполе. В 1660 году к Троицкому собору пристроен северный придел над местом погребения основателя монастыря. В приделе была установлена рака с мощами Даниила. В 1689 годах костромские каменщики возвели рядом с Даниловским приделом массивную колокольню, первые два этажа которой перекрыты сводами и образуют палаты с отдельными входами. На втором этаже помещалась монастырская ризница, где хранились богатые церковные облачения и богослужебные книги в дорогих окладах. В юго-западном углу четверика находился часовой механизм и шахта для гирь, приводящих в движение стрелки часов. На четверике расположен опирающийся на арки широкий шатер с оконцами-слухами. Шатровая колокольня, хорошо видная с севера и запада, играет важную роль в панораме монастыря. К востоку от колокольни расположена небольшая Всехсвятская церковь, сооруженная так же костромскими каменщиками в восьмидесятые годы XVII века. К храму с севера примыкали двухэтажные больничные кельи, не дошедшие до нашего времени. К югу от собора расположено обширное здание, включающее трапезную палату, кельи настоятеля монастыря, церковь Похвалы и многочисленные хозяйственные помещения в первом этаже и подвале: погреба, поварни, различные склады. В прошлом здание имело открытые аркады, широкие лестницы, ныне заложенные. Трапезный корпус с церковью Похвалы сооружался в девяностые годы XVII века на средства князя И.П.Барятинского, похороненного у северной стены здания. Одностолпная трапезная является одной из самых больших по площади древних палат в Ярославской области. Высокая бесстолпная церковь имеет, как и Троицкий собор, граненные апсиды. Оконные проемы трапезной и храма перестроены, лишь на первом этаже сохранилось первоначальное обрамление окон. Обращает на себя внимание белокаменный декор северного фасада, обращенный к собору. В южной части монастыря расположен протяженный Братский корпус, в котором размещались кельи монахов, погреба, ледники. Первоначальная необычная планировка здания изменена: внутристенные лестницы, ведущие на втором этаже заложены, пробиты новые дверные и оконные проемы, поперечные стены разделили просторные палаты. Во время реставрационных работ удалось восстановить заложенные оконные проемы с наличниками, утраченный цоколь, вместо низкой ветхой кровли высокая крыша с полицами. С западной стороны к зданию примыкает одноэтажная пристройка с воротами, ведущими на хозяйственный двор, и небольшой участок ограды. Хозяйственные строения примыкают к невысокой кирпичной стене с башенками по краям. Необычны по местоположению и архитектурному облику Святые ворота. По центральной оси к ним ведет широкая белокаменная лестница. Торжественный въезд в монастырь осуществлялся с юга вдоль западной стены с крутым поворотом в главную арку. Парадный западный фасад расчленен парными колоннами на три части и завершается поясом декоративных балясин. В верхнем этаже находилась надвратная церковь. Судя по старинным гравюрам и фотографиям кровля здания не раз меняла свою форму. Троицкий-Данилов монастырь вместе с Горицким монастырем и расположенной между ними Сретенской церковью создают живописную панораму южной части Переславля. И.Б.Пуришев
|