| Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове
Авраамиев монастырь основан, по преданию, на месте капища Велеса. Отправляясь в поход на Казань, Иван Грозный взял из монастыря жезл Авраамия, врученный ему, согласно житийной легенде, Иоанном Богословом для борьбы с язычниками. Поход увенчался взятием Казани. В 1553–1554 годах в монастыре по велению Ивана Грозного его казною был построен четырехстолпный Богоявленский собор. Предполагают, что его возводил зодчий Андрей Малой. Большой ростовский пожар, случившийся 5 июля 1730 года, истребил драгоценную утварь и архивы древнейшего монастыря Ростова. Первоначальное убранство Богоявленского собора, построенного Иваном Грозным и освященного в его присутствии, остается загадкой. В 1730-е годы интерьер собора был восстановлен на пожертвования императрицы Анны Иоанновны и ее матери Прасковьи Федоровны. В 1736 году при архимандрите Гаврииле интерьер Богоявленского собора, расписали жители Авраамиевой подмонастырской слободы Егор и Иван Алексеевы дети Пахоловы. Настенная роспись собора сильно пострадала от позднейших поновлений конца XIX века, проведенных на пожертвования генерал-адъютанта Н.В.Воейкова, ростовского крестьянина И.А.Рулева, петербургских купцов В.П. и Г.П. Мельниковых и оренбургского купца А.П.Веснина. Поновления, сделанные клеевой техникой в грубой лубочной манере, изменили не только цветовую гамму, но и композицию многих сцен. В целом система росписи плохо увязана с архитектоникой собора. Клейма отличаются разномасштабностью и не всегда следуют сложившейся в древнерусском храме композиционной схеме. В центральном куполе помещен «Бог Саваоф», благословляющий двумя руками, в барабане 8 праотцев в круглых медальонах, на парусах - евангелисты. Евангельские сцены, заходят также на столбы и подпружные арки, представленные на северном и южном сводах. В нижней части столбов - изображения Христа и Богоматери, сидящих на тронах. Интересные изображения в некоторых люнетах стен. В северо-восточном люнете – «Древо Иессеево», в юго-западном «Единородный Сыне», в северо-западном «Живоносный источник». В люнетах восточной стены «Троица Ветхозаветная», «София Премудрость Божия» с предстоящими Иоанном Богословом и Авраамием и «Воздвижение креста». Северная и южная стена разбиты на 4 яруса. В двух верхних ярусах южной стены написаны евангельские сцены и притчи, заходящие на оконные откосы, в третьем ярусе «Дела милосердия», в четвертом «Чудеса Богоматери Тихвинской». На северной стене в трех ярусах сцены из Евангелия, в четвертом святые в рост, среди них Алексей Человек Божий, Никита Воин, Александр Невский, Исидор Блаженный, Иринарх Затворник, Иоанн Власатый, преп. Сергий Радонежский. В конхе центрального алтаря «Троица Новозаветная», в апсиде ростовские чудотворцы, вселенские и московские святители. В конхе жертвенника «Поклонение жертве», ниже - дьяконы. В конхе дьяконника «Сошествие святого Духа», на стенах сцены из жития Авраамия. На южной паперти помещены иллюстрации к Апокалипсису, на западной «Дни творения» и сцены из жизни Адама и Евы. Резной 4-ярусный иконостас в стиле барокко сооружен в середине XVIII века крестьянином подмонастырской слободы Авраамом Гавриловым. В настоящее время колонны из виноградной лозы и часть резьбы в иконостасе, а также иконы и утварь собора утрачены. Т.Е.Казакевич
| |