| Церковь Рождества Богородицы посада Большие соли
Церковь Рождества Богородицы в посаде Большие Соли Костромского уезда (ныне поселок Некрасовское Ярославской области) известна с XVI века. В конце XVII века на месте старого деревянного было выстроено каменное пятиглавое здание церкви с приделами: южное во имя Архангела Михаила и северное в честь Тихона Амафунтского. Заказчиком строительства храма был большесольский посадский Симеон Борисов Мельников. В 1693 году, когда Большие Соли стали приписным селом Переславского Горицкого монастыря, С.Мельников был сельским бурмистром. Его приемный сын Иаков стал первым священником новой каменной церкви. Симеон Мельников умер 5 января 1710 года, успев при жизни заключить договор на украшение храма стенной живописью с ярославским иконописцем Федором Игнатьевым. Храмоздатель Симеон Мельников погребен в Тихоновском приделе Рождественской церкви. Под наблюдением Иакова Мельникова Федор Игнатьев с товарищами начал роспись церкви летом 1710 года, а закончил 31 мая 1711 года. Храмовая летопись сообщает имена трудившихся здесь мастеров: «Федор Игнатьев, Василий Игнатьев, Иван Сергеев, Семен Иванов, Иван Никитин, Иван Стефанов, Никита Федотов, Иван Степанов, Иван Никитин и Матвей Никитин». По своим размерам храм Рождества Богородицы небольшой, очень стройных пропорций. Основной четверик храма, занимающий площадь около 80 кв.м., перекрыт сомкнутым коробовым сводом. Барабаны глав ныне утраченного пятиглавия были глухими. Снаружи стены богато орнаментированы. Основным элементом декора церкви является нарядный фриз из четырех рядов кирпича-поребрика, над которым расположены богато профилированные декоративные кокошники. Украшают стены и создают своеобразную игру светотени пилястры и тройные колонки, как бы скрепляющие углы храма. Стены прорезаны группами из трех окон с наличником в виде кокошника. Небольшой алтарь завершается тремя невысокими апсидами. Галереи построены одновременно с основным объемом. С запада к галерее примыкало каменное крыльцо на бочкообразных столбах с шатровым верхом. В 1710 году над северо-западным углом церкви была выстроена колокольня в барочных формах. Строителем ее был большесольский каменщик и архитектор Семен Андреев Воротилов. Первоначально главы на церкви были покрыты осиновым лемехом, а крыльцо и галереи были тесовыми. В 1774–1775 годах крестьянином сельца Агаркова К.С.Быстровым храм и главы были перекрыты луженым железом и устроен исполненный вязью резной позолоченный подзор, частично сохранившийся. Выдающуюся художественную ценность представляет собой фресковая роспись 1710–1711 годов в главном храме и алтаре. На восточном своде написана «Новозаветная Троица», на южном – «Воскресение с сошествием во ад», на западном – «Успение Богоматери», на северном – «Вознесение Господне». Повествование на стенах храма начинается не на южной стене, как обычно, а на северной и разворачивается против часовой стрелки. В верхнем ярусе трех стен храма и во втором ярусе северной и западных стен в 27 сценах помещен подробнейший в ярославских стенописях апокрифический цикл «Житие Пресвятой Богородицы». В третьем, четвертом и пятом ярусах, а также во втором ярусе южной стены написаны кондаки и икосы акафиста Богородице (25 композиций). В шестом ярусе с. стены помещен сюжет «Явление Богоматери пономарю Георгию» и 5 сцен на тему «Достойно есть». В шестом ярусе западной и южной стены изображены «Распятие и семь таинств» и 12 композиций на тему «Символ веры». Северные и южные стены седьмого яруса декоративные. На западной стене по обеим сторонам от входной двери в круглых медальонах, скрепленных цветами гвоздик, изображения царей и цариц в русских одеждах. В конхе центрального алтаря композиция «О тебе радуется», в своде алтаря «София Премудрость Божия». В своде диаконника помещен сюжет «Предста Царица одесную Тебе», в своде жертвенника «Чудо в Хонех». На стенах алтаря традиционные изображения святителей, преподобных и диаконов. В арке центрального входа «Спас на убрусе», в арке входа в диаконник «Благое молчание», в арке входа в жертвенник «Не рыдай мене, мати». Живопись Федора Игнатьева в 1840-ых годах была грубо поновлена, в фоны и одежды была добавлена синька, сделаны новые надписи по ярко-синему фону, записаны цветы, окружавшие медальоны на оконных откосах, на красные разгранки между изобразительными ярусами была наклеена фольговая бумага. В 1930-ых годах храм был закрыт, разобраны на кирпич главы, колокольня и западное крыльцо. 18 сентября 1996 года Богородице-Рождественский храм передан общине верующих. Казакевич Т.Е.
| |