Ярославский Толгский монастырь
Расположен в 10-ти км. от центра Ярославля на левом берегу реки Волги, при впадении в нее реки Толги (Толгоболки), от которой и получил свое название. О времени и обстоятельствах основания монастыря рассказывает «Сказание о явлении и чудесах от иконы Толгской Богоматери». В «Сказании» говорится, что 8 августа 1314 года ростовскому владыке Трифону ночью чудесно явилась икона Богоматери, стоящая на воздуха и освещающая округу. На этом месте и был основан Толгский Введенский мужской монастырь (закрыт в 1929 г., возобновлен как женский в 1988 г.). Первые документальные упоминания о Толгском монастыре относятся к XV веку. В это время монастырь находился на землях удельных ярославских князей Жировых-Засекиных, родственники которых делали земельные вклады в монастырь. В середине XV века Толгская обитель перешла под покровительство московского князя Василия II. В начале XVI века в Толгский монастырь вложили земли известные государственный деятели: боярин и дворецкий Г.В.Годунов, дьяк и печатник И.Т.Грамотин. В это время монастырь владел, кроме земли, речными переправами через Волгу и Соньгобу, рыбными ловами и мельницей. Монахи торговали во многих городах Верхнего и Нижнего Поволжья и на Белом озере. В начале XVII века монастырь был разрушен и сожжен поляками, многие из монахов погибли. Новый этап возрождения и процветания Толгской обители в XVII века связан с деятельностью энергичных игуменов Иоиля и Гордиана. Именно при их активных усилиях в монастыре ведется большое каменное строительство, а образ Богоматери Толгской получает широкую известность, как в Ярославском крае, так и в России. В 1642 году игумен Иоиль основал неподалеку от Толгского монастыря Смоленский (на Бору) мужской монастырь (ныне приходская церковь Смоленской Богоматери). Его святыней была чудотворная икона Смоленской Богоматери. Земли Толгского монастыря в XVII веке были расположены в Ярославском, Романовском и Ростовском уездах. В 1685 году Толгский монастырь владел 390 га пашни, 444 га сенокосной земли, 272 га леса. На этих землях находилось 3 села (Савинский бор, Толгобол, Гавшинка), 24 деревни, 2 слободы. По количеству крестьянских дворов (254) Толгский монастырь входил в число 96 крупных монастырей (крупными считались монастыри, имевшие от 126 до 1250 дворов). В Ярославле Толгский монастырь имел двор, лавки, амбар, харчевенную избу. В 1744 году монастырю принадлежало 1447 душ крестьян мужского пола. После проведения правительством в 1764 году секуляризации церковных земель, Толгский монастырь был отнесен к третьеклассным (в середине XIX в., обитель была переведена в разряд первоклассных). Во владении обители осталось 22 га пахотной и 39 га сенокосной земли, мельницы в деревне Нестерово на реке Ить. В конце XIX – начале XX веков монастырь увеличил свои земельные владения. В 1879 году в вечное владение обители были высочайше пожалованы 164 дес. 1456 кв. сажень земли, в числе которых лесные дачи: «Михайловская пустошь» и «Михайловское болото». В 1882 году были пожалованы еще 30 десятин земли, на которых располагались дачи: «Елманово» и «Пастухово». В 1885 году мещанка А.П.Озерова пожертвовала монастырю землю и три деревянных флигеля в городе Рыбинске. В 1913 году в дар от Главного Управления Землеустройства и землевладения обитель получила 5 дес. земли с лесом для устройства на них практической школы огородничества и пчеловодства с трехлетним курсом обучения для крестьянских детей. В 1913 году в штате монастыря состояло 70 человек. Архитектурный ансамбль Толгского монастыря складывался в XVII – XIX веках. На месте и в память чудесного явления была выстроена Соборная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 20-ых годах XVII века уже существовало расписанное фресками каменное здание собора с приделами Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского. В 1861 году оно было разобрано, и на его месте в 1681 – 1683 годах был сооружен ныне существующий четырехстолпный пятиглавый храм, построенный в традициях ярославского зодчества того времени – высокий подклет, с трех сторон храм опоясывают галереи, западный вход украшен высоким крыльцом на массивных столбах, расчлененных ширинками, изразцовый декор. В 1690 году стены и своды собора были расписаны фресковой живописью артелью ярославских мастеров под руководством Дмитрия Семенова и Федора Федорова. Живопись двух нижних ярусов посвящена истории создания обители и чудесам иконы Богоматери Толгской. В 1839 – 1840 годах стенописи поновлялись. Тогда же создали пятиярусный резной позолоченный иконостас. В южной паперти собора был устроен придел во имя Ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина, увенчанный главкой. В 1691 голу он был украшен стенной живописью. В 1912 году стенописи реставрировались художником из Палеха М.И.Дикаревым. В 1680-ых годах с северо-западной стороны от соборного храма на месте старой деревянной была сооружена каменная трехъярусная колокольня, имевшая первоначально шатровое завершение. В 1826 году по проекту П.Я.Панькова был надстроен четвертый ярус, имеющий завершение в виде ротонды с главой. В конце XX века на колокольне Толгского монастыря находилось 11 колоколов, крупнейший из которых достигал веса 505 пудов и был отлит в Ярославле мастером А.В.Чарышниковым. В нижних ярусах колокольни располагались кладовые палатки и ризница. Двухэтажная теплая одноглавая церковь с трапезной в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня с приделом Феодора Стратилата существовала как каменное здание еще в 20-х годах XVII века. В 1838 году храм был существенно перестроен. В 1867 году в южной алтарной апсиде был освящен придел в честь Святого Благоверного князя Александра Невского. С 1735 году в северной части алтаря также существовал придел во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, позднее он освящался во имя Иоакима и Анны, затем во имя Арсения, епископа Тверского, а в 1818 году – в честь Толгской иконы Богоматери. Первоначальный облик Крестовоздвиженской церкви отличался весьма сдержанными формами внешнего декора. К северо-востоку от Введенского собора находится церковь во имя Спаса Нерукотворного, построенная в начале XVIII века. Отличительной чертой Спасской церкви является необычное для Ярославля завершение в виде восьмигранного купола с восемью миниатюрными главками, являющегося основанием для ступенчатой композиции из двух уменьшающихся кверху восьмериков, увенчанных шарообразной главкой. На южной стороне трапезы был устроен придел, освященный в 1798 году в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского. С запада к зданию церкви примыкал одноэтажный больничный корпус, отчего сама церковь называлась также больничной. Больничный корпус также отличал богатое внешнее убранство – колонны с причудливыми капителями, большие окна с прекрасными белокаменными наличниками, украшенными раковинами. В памятнике впервые в ярославском зодчестве отчетливо проступали черты т.н. московского или нарышкинского барокко. В трапезе Спасской церкви погребены первый ярославский генерал – губернатор Алексей Петрович Мельгунов (+ 2.07.1788 г.) с супругой Натальей Ивановной (+ 26.12.1792 г.), участник Отечественной войны, командир корпуса Первой русской армии генерал–лейтенант Николай Алексеевич Тучков, ряд других лиц. Святые врата, обращенные к Волге, с одноглавой надвратной церковью во имя Святителя и Чудотворца Николая сооружены в 1672 году на средства ярославских купцов гостиной сотни С.М. и И.М.Сверчковых. Композиция надвратной церкви с двумя фланкирующими башнями цилиндрической формы Святых врат напоминает известные образцы Ростовского кремля, но уступает им по размерам. В начале XVIII века был сооружен фронтон над проездной аркой Святых врат. В 1893 году в монастыре была сооружена каменная часовня в память о 46 толгских иноках, убитых захватчиками 18 мая 1609 года во время осады Ярославля отрядами Лжедмитрия II. В 1911 году внутренние стены часовни были расписаны масляной живописью. Монастырь окружен каменной стеной с 9 башнями, построенной также в конце XVII века (четыре башни цилиндрической формы, пять других квадратные в плане. Первоначально башни имели высокие шатровые кровли. В процессе многократных позднейших перестроек большинство башен утратило первоначальный суровый крепостной характер архитектуры). По внутреннему периметру стен располагаются корпуса монастырских келий. Двухэтажный Никольский корпус пристроен в 1680-ых годах к надвратной Никольской церкви на средства благотворителя монастыря князя Никиты Львова и располагается вдоль западной стены. Второй корпус, также двухэтажный, существовал при Крестовоздвиженской церкви и служил местом пребывания епархиальных архиереев при их приездах в монастырь. Рядом со Спасской церковью имелся двухэтажный корпус, в котором в разное время на протяжении XVIII – XIX веков размещались монастырская больница, духовное училище, семинария, кухня, трапезная и другие подсобные помещения. В 1839 году второй этаж был разобран. Вдоль восточной стены располагается двухэтажный Спасский корпус. В 1886 году был сооружен еще один одноэтажный келейный корпус рядом с Крестовоздвиженской церковью. В 1882 году за северной стеной монастыря была выстроена каменная гостиница для богомольцев, а также одноэтажный странноприимный дом. Видной достопримечательностью монастыря являлся примыкающий к южной стене знаменитый кедровый сад. По преданию, он был заложен в конце XVI века при игумене Феодосии. В саду был выкопан пруд для обеспечения оптимального гидрологического режима питания деревьев и устроен питомник, где выращивались саженцы кедра. В 1887 году в саду была устроена оранжерея с цветочным, огуречным и виноградным отделениями. Сад обнесен каменной оградой и сохранился до нашего времени. Толгский монастырь имел подворья в Ярославле и в Рыбинске. На ярославском подворье, в Рубленном городе, находилась церковь во имя иконы Толгской Божией Матери, упраздненная и разобранная по ветхости в 1784 – 1785 годах. В 1903 году на рыбинском подворье была выстроена каменная церковь Толгской Богоматери с колокольней. Основные монастырские праздники были установлены 8 (21) августа – день явления иконы Толгской Богоматери, – и 21 ноября (4 декабря) – храмовый праздник Введенского собора. Особым многолюдством и торжественностью отличался первый из них, называемый также «Толгиным днем». Накануне Толгина дня и в день праздника организовывались специальные пароходные рейсы из Ярославля для богомольцев, а праздничная служба совершалась епархиальным правящим архиереем. О. Болдырева, А.Ш.
|