| Крестовоздвиженский собор в Романово-Борисоглебске
Храм находится на левом берегу Волги, на романовской стороне. Строительство его было завершено в 1658 году. Своими формами церковь может быть соотнесена с храмами Иоанна Златоуста и Николы Мокрого в Ярославле. С течением времени романовский храм постепенно утратил богатое внешнее декоративное убранство. В 1676 году «по обещанию воеводы города Романова Дмитрия Тихоновича Золотилова» интерьер Крестовоздвиженского собора был украшен настенной росписью артелью ярославских и костромских мастеров, в составе которой трудились Федор и Иван Карповы. Есть предположение об участии в росписи Гурия Никитина. В центральном куполе изображен «Вседержитель», в трибуне 6 праотцев, на парусах евангелисты. В северо-восточном куполе «Спас Эммануил», в юго-восточном «Бог Саваоф», в юго-западном «Богоматерь Знамение», в северо-западном «Иоанн Предтеча с младенцем Христом в потире». В трибунах боковых барабанов по четыре пророка в рост со свитками пророчеств. На парусах апостолы из числа 70. На восточном своде «Троица Новозаветная», на западном «Воздвижение креста», на южном «Живоносный источник», на северном «Проповедь нового индикта». На подпружных арках по две фигуры апостолов. На четырех столпах мученики в 3 ряда. Среди них интересна фигура основателя города князя Романа, а также фигуры сербского святого Иоанна Белградского и чешской княгини Людмилы. В нижнем (четвертом) ярусе северо-восточного столба «Явление Богоматери преподобному Сергию», на юго-восточном «Димитрий Прилуцкий с чудесами» и небольшая храмовая «летопись», на северо-западном «Богоматерь Толгская», «Петр и Феврония Муромские» и «Богоматерь Казанская», на юго-западном «Богоматерь Тихвинская» и «Чудо архангела Михаила в Хонех». Северная и южная стены разделены на пять ярусов. Три верхних (до 2 м шириной) сюжетные, клейма в них располагаются сплошной лентой. На южной стене в них написаны «Страсти Христовы», на северной «История креста Господня» в 14 клеймах (в третьем ярусе их дополняют три сцены апостольских деяний). Четвертый ярус состоит из круглых медальонов с погрудным изображением русских и вселенских святителей. Цепочки медальонов обрамлены цветочными побегами и бутонами. Пятый (декоративный) ярус в настоящее время почти полностью утрачен. На западной стене, в трех верхних ярусах, не разделенных разгранками, написаны 20 сцен из Апокалипсиса (в том, что они размещены в главном помещении храма, иногда видят отражение старообрядческой ментальности горожан или иконописцев), а в нижнем (четвертом) семь вселенских соборов. В центральном алтаре в конхе «О тебе радуется». На западной стене алтаря «Троица Ветхозаветная», в арке царских дверей «Знамение». В дьяконнике и жертвеннике сохранились фрагменты росписи XIX века. В южном Смоленском приделе древняя живопись сохранилась только на своде в виде двух цепочек с медальонами: первая с изображением «Знамения» и 10 пророков, вторая – «Саваоф» с 4 праотцами. В апсиде Смоленского придела фрагменты живописи XIX века. На паперти роспись уцелела только на внешней стороне храма и над порталами, ведущими в придел и колокольню. Своды были разобраны, а стены переложены в XIX веке. Стенопись в центральном кубе характеризуется большим динамизмом фигур, свободными и смелыми ракурсами. Особенно примечательны картины сражений царя Константина с Максенцием и со скифами, где участники боя как бы застыли в ожесточенной схватке. Фигуры в клеймах (до 1.5 м) отличаются удлиненными пропорциями. Небольшие головы и крупные ступни ног подчеркивают их монументальность. В колорите преобладают золотисто-охристые, розоватые, белые, песочные и лазурные тона. К сожалению, в центральном кубе живопись переписана в 1891 году художником Н. Сафоновым, зато на паперти она радует глаз необычной чистотой и мягкостью нежных, почти пастельных тонов. Т.Е. Казакевич
| |