| Успенский собор в Мышкине
Посреди бывшей торговой площади Мышкина, превращенной в сквер, возвышается величественный Успенский собор, построенный в 1805–1820 годах по проекту австрийца Карла Манфрина. В настоящее время с северной и южной стороны квадратной соборной площади возвышаются бывшие усадьбы столпов города, богатейших купцов Чистовых. В год закладки собора этих домов еще не было. Сама площадь, созданная по регулярному плану 1778 года, была густо обстроена каменными и деревянными лавками. Посреди нее стояли ярмарочные балаганы и городская важня. 15 августа 1805 года строительство только что заложенного собора возглавил купец К.И. Дрожденков, а с 1807 года – И.А. Замяткин. На деньги, занятые под залог у местного богача П.И. Первова (6 000 руб.), собор был выстроен и освящен 2 мая 1820 года. Каменными работами по строительству собора руководил ярославский подрядчик И.И. Набатов. Кирпич для собора изготовляли в самом Мышкине на заводе А.Лисицина, известь привозили из Калязина, а белый камень из города Старицы. Интерьер Успенского собора получил свое окончательное оформление лишь в 1820–1830-е годы. В 1827 году крепостной художник князя Г.А.Долгорукого из села Тейкова Владимирской губернии Тимофей Алексеевич Медведев написал маслом 36 икон для иконостаса (за 3 000 руб.). В 1829–1831 годах тот же Медведев (в то время уже крепостной В.Д. Олсуфьева) за 9 000 рублей расписал клеевыми красками стены и купол собора. В 1866 году собор капитально ремонтировался. Живопись Медведева была «промыта и освежена» колерами мышкинским мещанином Аристархом Смирновым. Выполненный по проекту архитектора-австрийца в период расцвета в России александровского ампира, собор более всего напоминает эклектичные постройки 1840-ых годов. План его довольно сложный. Он состоит из растянутого в поперечнике прямоугольника (длина 14 м, ширина 26 м) с четырьмя примыкающими к нему угловыми палатками, имеющими снаружи вид круглых крепостных башен. Восточные из них были заняты ризницей, а западные – кладовой и библиотекой. Боковые крылья центрального куба заканчиваются полукруглыми нишами – экседрами. С восточной стороны собор свободно соединяется с большим полукруглым алтарем, а с запада с прямоугольной трапезной. Общая длина всех объемов Успенского собора 45 м, наибольшая ширина в поперечнике 35 м. Снаружи центральная часть четверика перекрыта куполом на невысоком массивном барабане (Д=16 м). Барабан заканчивается сферической крышей и увенчан шаровидной главой с крестом, четыре боковых барабана декоративные. Трехъярусная колокольня увенчана высокой яйцевидной крышей с изящной луковичной главкой. Декоративное убранство на фасадах собора выполнено в стиле сухой классики, переходящей в эклектику. В интерьере Успенского собора сохранился весь ансамбль клеевой росписи Тимофея Медведева, состоящий из 47 сюжетных клейм. В куполе огромный плафон, в центре которого на фоне рдеющих розовато-коричневых облаков парит Дух Святой. В восточной части купола «Вознесение Богоматери», вокруг группы летящих ангелов. Над окнами и между ними иллюзорно написанная гризалью аркада в стиле позднего ренессанса с золотыми эмблемами. В нижней части барабана «Явление ангела женам мироносицам», «Исцеление расслабленного в синагоге», «Преполовение», «Христос и самарянка», «Проповедь Иоанна Крестителя», «Исцеление бесноватого», «Воскрешение сына вдовы Наинской» и «Неверие Фомы». Ниже этих сцен на синем кобальтовом фоне надпись золотыми буквами: «Слава в вышних Богу и на земле мир в человецах ... Седяй одесную Отца помилуй нас». На парусах на голубом фоне евангелисты в больших овалах. На арках пышные орнаменты, написанные гризалью в голубоватых тонах и состоящие из пышных букетов, рогов изобилия и семиконечных звезд с головками херувимов. В южном люнете «Воскрешение Лазаря», на южном своде «Дипарий кесаря» и «Благославение детей». В северном люнете «Пир у Симона волхва». В западных нишах и экседрах «Мытарь и фарисей». На западных столбах храмовая летопись в овальных медальонах из дубовых листьев. В своде алтаря «Новозаветная Троица», в конхе алтаря «Сошествие Святого Духа», в абсиде рисованные коринфские колонны на синем кобальтовом фоне. В своде трапезы «Медный змий» (северная сторона), «Продажа Иосифа братьями» (западня), «Иссечение воды Моисеем» (южная), «Проповедь на горе Сионской» (восточная). Весь композиционно-образный строй росписи Медведева отмечен крупными масштабами и классически ясной архитектоникой. Т.Е.Казакевич
| |