| Воскресенский собор в Тутаеве
Это один из великолепнейших памятников эпохи культурного расцвета в Ярославле и окрестностях. Собор находится на правобережье реки Волги, на борисоглебской стороне. Построен в 1652-1678 годах. Четкая форма, пышное декоративное убранство, мастерство кирпичной кладки создают неповторимый и незабываемый облик собора. Эффектны западное и южное крыльцо. С южной стороны собора находятся невысокая колокольня и Святые ворота. Стенопись Воскресенского собора исполнена в 1679 году ярославскими мастерами, предположительно во главе с Дмитрием Григорьевым, а паперти расписаны в 1680 году Федором и Иваном Карповыми «со товарищами». В центральном куполе изображен «Вседержитель», в трибуне барабана 16 праотцов, на парусах евангелисты. В западных куполах «Знамение» и «Спас Эммануил», в трибунах по 12 фигур пророков, на парусах апостолы из числа 70. На северо-восточном своде «Благовещение» и «Рождество Христово», на юго-восточном «Воскресение» и «Вознесение», на западном «София созда себе дом», на северо-западном «Богоявление», на юго-западном «Преображение». На подпружных арках по два апостола, между ними красные херувимы. Столбы разбиты на 4 яруса, в двух верхних русские князья: Глеб, Всеволод, Владимир, Федор, Давид и Константин Ярославские, Довмонт Псковский, царевич Дмитрий Угличский, Борис (южный столб); Михаил Черниговский, боярин Федор, Даниил Московский, Георгий, Василий и Константин Ярославские, Михаил Тверской, Александр Невский (северный столб). В третьем ярусе на восточной стороне «Вседержитель» и «Богоматерь Владимирская» в киотах. Северная и южная стороны разбиты на 5 широких ярусов (1,5 – 1,8 м). В них подробно иллюстрирована евангельская история и особенно события со страстями и воскресением Иисуса Христа. В четвертом ярусе южной стены написаны 7 вселенских соборов, на северной стене симметрично им изображены 7 евангельских «притч». Нижний пятый ярус орнаментальный, завешан иконами. На западной стене грандиозная картина «Страшного суда». В окнах собора святители и преподобные в рост, в оконных арках херувимы. В конхе центрального алтаря «Великий вход», в апсиде святители, преимущественно греческие патриархи и римские папы. На западной стене центрального алтаря «Евхаристия». В конхе жертвенника «Се Агнец Божий», в апсиде святители и дьяконы, на западной стене преподобные. На паперти повествование развертывается четырьмя циклами: по внешней стороне четверика собора, по своду, в окнах и в люнетах над ними. Над входом в южный Николаевский придел Петра и Павла «Сошествие святого Духа на апостолов». На южном своде паперти расположены сцены из «Чудес Богоматери Тихвинской « и иллюстрации к «Ветхому Завету», начиная от «Дней творения» и кончая сценами из жизни праведного Ноя. На западном своде «Построение Вавилонской башни», «История Авраама, Мельхиседека и Лота». На северном своде «История Иакова и Иосифа». На южной паперти с внешней стороне четверика: «Отче наш», «София Премудрость Божия» и «Живоносный источник». В люнетах над окнами и между ними «Сказание о белом клобуке». На западной паперти с внешней стороны четверика: «Ангел хранитель», «Видение Иеремии» и «Яко твое есть царство», в люнетах над окнами и между ними: «Крещение Руси» и «Заповеди блаженств». На северной паперти с внешней стороны четверика «Повесть о Евлогии камнесечце», «Песнь Песней» (с виршами) и «История Ионы», в люнетах над окнами «История Юдифи, Сусанны и Эсфири». На откосах окон по всему периметру паперти 52 фигуры пророков, царей, мучеников, святителей и преподобных. Среди них примечательны московские князья: Иван Данилович Калита, Дмитрий Красный и Даниил Александрович. В южном крыльце сцены из «Апокалипсиса», в западном крыльце иллюстрации из книги «Исход». Прекрасная роспись отмечена чертами исключительной декоративности. В центральном четверике фигуры удлиненных пропорций, чуть угловатые, с маленькими головами. О цветовой гамме стенописи центрального четверика судить трудно, так как она дважды была основательно переписана клеевой техникой. Первый раз в 1790-е годы и второй раз в 1870-1873 годах при местном протоиерее Петре Юродеве и старосте А.П.Мурзине. Паперти храма до сих пор покоряют зрителя свежестью и интенсивностью тонов: бирюзовых, золотисто-охристых, малиновых, розовых, белых, фисташковых, оливковых. Резко очерченные по контуру фигуры стройных пропорций, динамичные и гибкие, разнообразные по выражению лики написаны золотистою охрою с редкими вспышками беловатых бликов. В интерьере собора имеются резной шестиярусный иконостас конца ХVII века, резная надпрестольная сень 1654 года, царские места со львами ХVII века и многочисленные иконы. Главную достопримечательность собора являет собой огромный (около 3 м) образ Спаса Вседержителя, по преданию написанный в ХV веке преподобным Дионисием Глушицким. Первоначально он располагался в куполе (был «небом») древней деревянной церкви Бориса и Глеба. Значительный интерес представляют иконы «Борис и Глеб» ХVII века, «Святой Георгий и Дмитрий» ХVI века, «Божия Матерь Силуанская» ХVI века, «Святой Харлампий» ХVII века и многие др. Т.Е.Казакевич
| |