| Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря
Спасо-Преображенский собор – главный храм бывшего мужского Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Это выдающийся памятник архитектуры и живописи XVI века, который явился образцом и точкой отсчета для развития ярославской архитектуры и монументальной живописи в XVII веке. Сегодня это самый древний в Ярославле каменный храм и самое древнее здание города. Строился в 1506-1516 году по указу великого московского князя Василия III. Строительные мастера были присланы из Москвы, возможно руководство итальянского зодчего, из числа тех, кто возводил соборы Московского Кремля. Спасо-Преображенский собор стоит на фундаментах и почти полностью повторяет размеры предшествующего ему собора XIII века, рухнувшего во время пожара1501 года. Спасо-Преображенский собор по своей конструкции четерехстолпный крестово-куполный трехглавый храм, с позакомарным покрытием, на высоком подклете. С трех сторон окружен галереями – открытыми двухъярусными с запада и юга (последняя перестроена), с севера – закрытая двухъярусная, пристроена в XVII веке. Главы собора шлемовидные, первоначально были покрыты «белым луженым немецким железом». В архитектуре Спасо-Преображенского собора встречаются элементы ордерной системы и фрагменты декора, указывающие на влияние итальянской ренесансной архитектуры, но в целом для декоративного решения памятника характерна простота и строгость, свойственные русской архитектуре XVI века. На протяжении своего существования Спасо – Преображенский собор неоднократно перестраивался, в результате чего его облик изменился до неузнаваемости. Наиболее значительные переделки были в 1709-1727 гг., 1768-1780 гг., 1811-1812 гг., 1814 г., 1817 г. Архитектурная реставрация проводилась с 1919 года, в несколько этапов, самый главный и завершающий проходил в 1957-1961 годах под руководством архитектора Е.М. Караваевой. В результате древний облик Спасо-Преображенского собора полностью восстановлен. Интерьер Спасо-Преображенского собора расписан в 1563-1564 годах московскими и ярославскими мастерами. Об этом свидетельствует летопись, расположенная в двух круглых клеймах на внутренних гранях западных столпов: «…подписывали мастеры московские Ларион Леонтьев сын да Третьяк да Федор Никитины дети да ярославцы Афанасий и Дементий Сидоровы дети». Братья Афанасий и Дементий Сидоровы - первые ярославские художники, имена которых известны. На сегодняшний день это единственный в России сохранившийся памятник монументальной живописи грозненского времени, имеющий точную дату росписи и имена мастеров. Система росписи Спасо-Преображенского собора традиционна. Живопись обладает высокими художественными достоинствами, характеризуется монументальностью и духовностью. Особенно интересны композиции: Преображение, Сорок мучеников Севастийских, Покров Богородицы, Семь Вселенских соборов и др. Уникальным является изображение Саваофа в конхе дьяконника – едва ли не первое в русской монументальной живописи самостоятельное изображение Бога-Отца. Живопись Спасо-Преображенского собора неоднократно поновлялась, а в 1780-1781 годах была впервые полностью записана. В 1814 году ее прописали масляными красками, последствия этих поновлений были особенно значительны на западной стене, где пострадала композиция Страшного суда. Несколько фресок погибли при перестройках полностью, часть композиций утрачена частично. Реставрация монументальной живописи шла на протяжении почти всего XX века. В разное время здесь работали Н.И. Брягин, П.И. Юкин, Н.В. Перцев, Е.А. Чижов. Основной и завершающий этап реставрации относится к 1984–1996 годам. С.Е. Блажевская
| |