| Горицкий монастырь
Горицкий монастырь – расположен на краю холма, именовался в прошлом Успенским, «что на Горицы», затем стал называться Горицким монастырем. Точная дата основания не известна. В XIV веке монастырь был разорен золотоордынским ханом Тохтамышем, а затем восстановлен на средства жены Дмитрия Донского Великой княгини Евдокии. С этого времени монастырь расширял свои земельные угодья и стал одним из самых богатых вотчинников, что давало возможность вести широкие строительные работы. Богатые вклады вносили в казну обители Великие князья, цари, знатные бояре. Известно, что в XVI веке в монастыре находилось ряд каменных сооружений. В следующем столетии строительство продолжалось: были сооружены стены и башни, новая трапезная палата с высокой церковью, нарядные ворота с палатой привратника. В 1744 году богатый и красиво расположенный Успенский-Горицкий монастырь стал центром вновь образованной Переславо-Дмитровской Епархии, куда вошли земли к западу от Переславля с городами Дмитровым, Можайском, Рузой. Начинается грандиозная по замыслу перестройка архитектурного ансамбля: сносят собор, колокольню, значительную часть крепостных стен и башен. Начинают строительство нового Успенского собора, обширного здания Гефсимании, перестраивают трапезную палату, возводят с северной стороны новые стены и башни. Однако архитектурному замыслу не суждено было сбыться – в 1788 году Епархию, а вместе с ней и монастырь упраздняют. Опустевшие здания пытаются использовать для городских нужд, но часть из них, оставшихся не достроенными, разрушаются. Ценители древней архитектуры с грустью писали, что Горицы, еще недавно «краса и светоч Переславля», представляют «пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом». Лишь в конце XIX веке в Горицах открывают Духовное училище. Разбирают недостроенную Гефсиманию, из ее кирпича строят двухэтажное здание к западу от трапезной. В мае 1919 года в зданиях бывшего монастыря и духовного училища открывают Переславский краеведческий музей, теперь здесь располагается Переславль-Залесский историко-художественный музей. Редкой планировочной особенностью монастырского ансамбля является постановка основных зданий – собора и трапезной палаты с церковью не в центре территории, а у северной стены, откуда они хорошо видны как с дальних, так и ближних точек зрения. Старейшие здания монастыря были снесены во время перестройки архитектурного ансамбля. Наиболее древние и интересные из оставшихся сооружений относятся к XVII веку. В юго-восточном углу ограды вместо крепостной башни находятся богато украшенные Святые ворота с палаткой привратника и въездные ворота. Наружный декор сооружений, выполненный из профилированного, хорошо обоженного кирпича, удивляет богатством и разнообразием своих форм. Бесспорно, это один из лучших образцов так называемой «узорочной архитектуры» середины XVII века. По неизвестной причине зодчий, возводивший ворота и палатку, не завершил свой замысел. Надвратная церковь сооружалась другим менее талантливым мастером и, вероятно, в более позднее время – в конце XVII – начале XVIII веков. К XVII веку относится часть крепостных сооружений Гориц: южная стена, участки восточной и западной стен, юго-западная башня. Все эти сооружения имеют необходимые для обороны бойницы. Возведенная в конце XVII века Трапезная палата и Всехсвятская церковь соединяют в себе черты более ранних сооружений – одностолпная палата второго этажа, и новых вкусов – белокаменные колонки, обрамляющие оконные проемы, декоративные раковины в верхней части храма. После многолетних реставрационных работ здание преобразилось, на его фасадах вновь появились оконные наличники уничтоженные во время капитальной перестройки трапезной и приспособления под Архиерейский дом. Необычный по композиции семиглавый Успенский собор воздвигался в середине XVIII века. В его строительстве и украшении заметную роль сыграл один из видных церковных деятелей того времени Амвросий Зертис-Каменский, возглавлявший Переславскую епархию с 1753 по 1761 год и пригласивший в Горицы мастеров из Ново–Иерусалимского монастыря. Внешнее убранство собора несложно, но интерьеры пышно украшены различными лепными деталями, скульптурой в стиле барокко и настенной живописью. На своде вензели императриц Елизаветы и Екатерины II, в годы, правления которых сооружался и украшался собор. Очень интересен резной барочный иконостас, выполненный московским мастером Яковом Жуковым. По замыслу авторов перестройки архитектурного ансамбля к собору с запада должно было примыкать высокое здание, носящее название Гефсимании, где предполагалось установить символический гроб Богоматери. Гефсимания должна была объединить собор с Всехсвятской церковью и трапезной. Остатки этого необычного по замыслу сооружения сохранились у апсид церкви и у юго-западного угла собора. Северная часть монастырской ограды с башнями сооружена во второй половине XVIII века. Башни не имеют характерных для крепостных строений бойниц, их заменили широкие оконные проемы. Изменился характер покрытия башен, криволинейные завершения со шпилями восстановлены реставраторами по фото XIX века. Колокольня с церковью Богоявления в первом ярусе сооружалась в шестидесятые-восьмидесятые годы XVIII века в два строительных периода, о чем свидетельствует различный характер оформления нижних и верхнего ярусов. При исследовании фасадов здания были обнаружены росписи, изображающие архитектурные детали: балясины, филенки, руст. Во время реставрационных работ удалось восстановить редко встречающиеся на фасадах архитектурные росписи. После закрытия епархии с колокольни были сняты колокола, увезены в Петербург и установлены на колокольни Петропавловской крепости. И.Б.Пуришев
| |