в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Богоявленский Авраамиев монастырь
Алексеевский мужской монастырь
Ансамбль Казанского прихода в городе Рыбинске
Афанасьевский мужской монастырь
Богоявленская церковь в селе Уславцеве
Богоявленский женский монастырь
Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове
Борисоглебский мужской монастырь
Власьевская церковь
Вознесенская церковь в селе Маркове Ростовского уезда
Вознесенская церковь в Ярославле
Угличский Воскресенский мужской монастырь
Воскресенский собор в Тутаеве
Горицкий монастырь
Дмитриевская церковь
Женский Троицкий монастырь
Зачатьевская церковь Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове
Ильинско–Тихоновская церковь
Казанская церковь в Рыбинске
Ярославский Казанский женский монастырь
Казанский заштатный общежительный женский монастырь
Кассиано-Учемская Успенская мужская пустынь
Крестовоздвиженский собор в Романово-Борисоглебске
Леонтьевская церковь
Никитский монастырь
Николо-бабаевский монастырь
Николо-Спольская церковь в Ростове
Николо-Улейминский мужской монастырь
Церковь Николы в рубленом городе
Печерская церковь в Ярославле
Покровский мужской монастырь
Сергиевская надвратная церковь Борисоглебского монастыря
Собор Бориса и Глеба Борисоглебского монастыря
Собор Рождественского монастыря в городе Ростове
Спасо-Геннадиев монастырь
Спасо-Преображенский монастырь
Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря
Спасо–Прображенский собор в городе Рыбинске
Спасо-Преображенский собор в Угличе
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь
Сретенская церковь в Ярославле
Толгская церковь в Ростове
Ярославский Толгский монастырь
Троицкий–Даниловский монастырь
Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском
Угличские монастыри
Успенская «Дивная» церковь в Угличе
Успенский Собор
Успенский собор в Мышкине
Успенский собор в Ростове
Федоровский монастырь
Церковь Благовещения в Ярославле
Церковь Богоматери Федоровской в Ярославле
Церковь Богоявления в Ярославле
Церковь великомученицы Варвары
Церковь Владимирской Богоматери
Церковь Воскресения Христова в Ростове
Церковь Григория Богослова в Ростове
Церковь Дмитрия Солунского в Ярославле
Церковь Дмитрия царевича на крови в Угличе
Церковь Ильи пророка в Ярославле
Церковь Иоанна Богослова
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Исидора Блаженного (Вознесения) в Ростове
Крестовоздвиженская церковь
Церковь Михаила Архангела в Ярославле
Церковь Николы в Меленках
Церковь Николы Мокрого в Ярославле
Церковь Николы Надеина в Ярославле
Церковь Петра и Павла при мануфактуре
Церковь Петра и Павла на Волжском берегу
Церковь Петра Митрополита в Ярославле
Церковь Рождества Богородицы в селе Вощажниково
Церковь Рождества Богородицы
Церковь Рождества Богородицы посада Большие соли
Церковь Рождества Христова в Ярославле
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Святого Духа
Церковь Спаса на Песках в Ростове
Церковь Спаса на Сенях в Ростове
Церковь Спаса на Торгу в Ростове
Яковлевская церковь Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство





Полезные ссылки Как выбрать качественную тротуарную плитку www.bordur-trotuar.ru.
 

Ансамбль Казанского прихода в городе Рыбинске

В городе Рыбинске, в устье реки Черемхи, на левом ее берегу стоит церковь Казанской Божией Матери – одна из немногих построек ансамбля Казанского прихода, дошедших до нашего времени. Археологические изыскания на территории церкви Казанской показали, что имеющиеся здесь захоронения относятся к 15–16 веку.

В письменных источниках первую известную нам запись дает «Писцовая книга дворцовой ловецкой Рыбной слободы 1674–76 гг.: «Да в Рыбной же слободе падет речки Черемхи монастырь Казанския Богородицы огорожен забором, вдоль того монастыря к речке Черемхе 28 сажен, попреч от сторонних ворот 29 сажен, а на монастыре церковь Пречистыя Богородицы Казанския, деревянная клецки... на монастыре ж келья черного попа Тараса».

Протоиерей М.Гомилевский в «Кратком историческом и хронологическом описании г. Рыбинска» 1832–33 гг. делает заключение, что церковь деревянная «стояла далее 1680 года и была еще монастырскою, а не приходскою...», но «сия пустыня была уже пуста и сама собою разрушалась по причине своей ветхости».

В 1697 году в Рождество Христово самый первый каменный холодный храм во имя Казанской Божией Матери совершен и освящен при митрополите Иосифе II Ростовском и Ярославском. Вторая церковь ансамбля, теплая, Введения во храм Божией Матери, с приделом при ней во имя св. Апостолов Петра и Павла была построена в 1720 году тщанием прихожан.

Церковь Казанская типологически входит в ряд ярославских храмов конца XVII века, таких как церковь Николы Пенского 1691 года, церковь Николы Рубленый Город 1695 года, церковь Благовещения 1688–1702 гг. и пр. Это бесстолпные храмы с двусветным четвериком, перекрытым сомкнутым сводом и завершенным пятиглавием, с трехапсидным алтарем, небольшой трапезной и шатровой колокольней над притвором.

Фасады церкви Казанской, как и других посадских храмов Ярославской школы этого периода, были скупо декорированы лопатками и карнизами. Все оконные проемы были арочные, лишенные всякого декора. Пары окон нижнего яруса четверика были раздвинуты от вертикальных осей окон второго этажа, придавая динамику композиционному решению фасадов и как бы подчеркивания центростремительностью воздушной пирамиды пятиглавия.

Фресковая живопись, исполненная уже в екатерининское время сохранила основные черты древнего стиля и большинство древних иконографических изводов. В то же время наряду с росписью церкви, выполняется новый столярный иконостас классического ордера, сменивший древний барочный. Выступающие клиросы нового иконостаса, а, возможно, и сама роспись, повлекли за собой ряд серьезных изменений в архитектурном решении фасадов: перекладываются восточные окна первого этажа четверика, смещаясь к западу, в результате чего южный и северный фасады четверика получили асимметричное решение, не подчиняющееся никаким правилам гармонии.

Окна четверика получили прямоугольные проемы. Оконные проемы трапезной и алтаря, тоже стали прямоугольными.

В 1797 году производятся кровельные работы, в ходе которых деревянные стропила заменяются на металлические, увеличивается уклон кровли и, в результате нижний декоративный валик барабанов закрывается, что изменяет пропорции барабанов в целом.

XIX век принес с собой новый этап строительства на территории Казанского прихода. С одной стороны, причиной тому послужило создание по указу Екатерины II нового, регулярного плана, с другой стороны, многочисленные пожары, регулярно пожиравшие деревянную застройку Рыбинска, способствовали скорейшему осуществлению этих грандиозных планов. В 1784 год был «Высочайше конфирмован» новый регулярный план, согласно которому изменялось место расположения Большой Казанской улицы, – она смещалась к югу, выпрямляясь, расширяясь и открывая видовую связь между Соборной площадью и церквями Казанского прихода. Кроме того, в новом плане кварталы, выходившие на церкви, были «отодвинуты» от них, резервируя место для создания новой площади.

Постройка в 1795–1802 годов отдельно стоящей 86–метровой колокольни на Соборной площади, повлекла за собой наращивание вновь доминант в других частях города, призванных создать композиционную поддержку главной вертикальной оси.

Первой из них, и композиционно наиболее значимой, планируется постройка колокольни Казанского прихода, – она вводится уже на корректировке плана 1816 года. Новая 4–ярусная колокольня, имевшая ордерное решение ярусов и увенчанная высоким шпилем с крестом, была построена в 1813–22 годах. Композиционно, в плане, на вновь организованной площади, выдвинутая вперед, навстречу Большой Казанской улице, она своей высотой не только поддерживала главную городскую доминанту, но и создавала композиционный центр Казанского прихода.

С возведением новой колокольни функциональная необходимость в старой, шатровой, отпала, кроме того, ампирное решение фасадов церкви, созданное в 1760-ых годах, имея единые стилистически корни с новой колокольней, явно диссонировало с шатром старой. Эти две причины, очевидно, явились главным мотивом разборки старой колокольни.

Итак, в целях стилевого единства и создания ансамбля, сначала разбирается шатровая колокольня с постройкой на ее месте притвора с ротондой (1822 г.), а затем перестраивается и Введенская церковь.

Надо сказать, что серьезные работы на Введенской церкви были начаты еще в 1806 году, когда на ней была сделана новая глава и фронтоны, сменена кровля и вызолочена глава. Около 1829 года с благословения архиепископа Ростовского и Ярославского Авраамия Шумилина старый Введенский храм был разобран «по причине сырости, темноты и утеснения» и на его месте в 1830–31 годов выстроен новый теплый храм классической архитектуры. Новый храм был освящен в 1832 году, но отделочные работы в нем продолжались до 1839 года.

В 1831–32 годах оба храма Казанского прихода были окружены новой оградой с каменными столбами и железными решетками. С запада ограда фланкировалось парадными Святыми воротами с полуциркулярным верхом, украшенным живописью.

В 1834 году во Введенской церкви был вызолочен новый иконостас и ярославскими мещанами Старковым, Лотошиловым и Телегиным выполнена роспись клеевой плафонной техникой: в алтаре – «Тайная вечеря», в плафоне – «Ангельские чины», а в трапезе – «О тебе радуется».

В 1930-е годы храмы Казанского прихода были закрыты для богослужения. В это время были разобраны колокольня, ограда, частично разрушена теплая Введенская церковь, позднее реконструированная под жилой дом, существующий и поныне.

На Казанской церкви были снесены барабаны, разобран иконостас. В 1940–80 годах в помещении Казанской церкви размещался городской Рыбинский архив. В 1986 году начались работы по консервации здания. В 1990 году были завершены реставрационные работы. В 1991 году церковь была передана общине верующих.

Гончарова Н.Н.

Монументальная живопись Казанской церкви в Рыбинске

В интерьере Казанской церкви прекрасно сохранилась фресковая живопись, начатая 10 мая 1767 года и законченная 4 июля 1768 года. В ее создании участвовали 12 ярославских мастеров: Федор Илларионов Пототуев, Михаил Алексеев Сопляков с сыном Ефимом, Василий Васильев Курецков, Стефан Андреев Столяров, Иван Никитин Горин с сыном Федором, Иван Стефанов Сарафанников с сыновьями Василием и Иваном, Стефан Григорьев Завязошников и Николай Афанасьев Гребенщиков. Левкасные работы в интерьере производил Алексей Иванов Щекин. Исполненная уже в екатерининское время потомками прославленных ярославских иконописцев XVII века, казанская роспись сохранила основные черты древнего стиля и большинство древних иконографических изводов. В сравнительно небольшом помещении центрального четверика размещено 142 сюжетных клейма. Паруса сомкнутого свода церкви разделены разгранками на 4 части. Восточный парус занимает исполненная особой торжественности композиция «Коронование Богоматери», т.к. храм посвящен богородичной иконе. На западном парусе «София созда себе дом», на северном «София Премудрость Божия», на южном «Страшный Суд» в виде «отделения овец от козлищ». Нижнюю часть свода опоясывает неширокий фриз (до 1 м) из 12 медальонов, иллюстрирующих Символ веры. Клейма этого цикла заключены в овальные рамы, украшенные богатым орнаментом из золотых листьев оканта, рогов изобилия, плодов и фруктов. Стены разделены киноварными разгранками на 6 ярусов (1.2 - 1.3 м.). Сюжетные клейма располагаются в них сплошной лентой, заходя и на оконные откосы. В трех верхних ярусах подробно иллюстрирована земная жизнь Христа и притчи. В третьем ярусе, начиная с западной стены, евангельский цикл дополняют иллюстрации на тему «Молитва Господня». Четвертый ярус посвящен теме «Страстей Христовых», а пятый (17 клейм) «Сказанию о Богоматери Казанской». Шестой ярус росписи декоративный, он состоит из травного фриза и заканчивается традиционным подзором из полениц. В замковых арках шести верхних окон изображения Саваофа, Христа Эммануила, Ангелов Господних, «Благого молчания» и Христа Архиерея. На подоконниках поясные изображения ветхозаветных царей в коронах, заключенные в круглые рокайлевые медальоны. В арках четырех нижних окон южной и северной стены богородичные иконы: «Казанская», «Федоровская», «Толгская» и «Владимирская» в узорчатых рокайлевых рамках. В нижней части оконных откосов изображения преподобных в рост, заключенные в овалы. Над западным порталом, соединяющим центральный храм с папертью, «Воздвижение креста Господня», в арке портала «Спас на убрусе», а на его откосах «Борис» и «Глеб» в декоративных овалах из цветов и фруктов. Между центральным и боковыми западными порталами надписи с храмовой летописью и именами мастеров. Невысокое пространство трехапсидного, нерасчлененного внутри алтаря, слабо связано с интерьером центрального храма и отделяется от него тремя низкими арочными проемами. В центральной конхе алтаря «Предвечерний свет», в конхе дьяконника «Троица Ветхозаветная», в конхе жертвенника «Христос закланный Агнец». Живопись небольшой западной паперти, стены и свод которой расписаны сценами из Апокалипсиса, в значительной степени утрачена. Казанская стенопись исполнена в очень насыщенной, пестрой цветовой гамме с преобладанием теплых золотистых, малиновых, вишневых, белых, оливковых, розоватых и киноварных тонов, значительно огрубленных открытым ультрамарином фонов, переписанных в конце XIX века. В храме под руководством реставратора В.И.Васина проведена частичная реставрация древней стенописи. Замечателен по богатству исторических и бытовых подробностей нижний храмовый ярус церкви, иллюстрирующий «Сказание о Казанской иконе», написанное патриархом Гермогеном.

Казакевич Т.Е.



Казанская церковь
Казанская церковь