Дмитриевская церковь
Спасо–Яковлевского монастыря в Ростове Этот богатый храм является выдающимся образцом эпохи русского классицизма. Церковь построена на средства графа Николая Петровича Шереметева. В проектировании здания участвовали московский зодчий Е.Назаров, крепостные архитекторы графа Душкин и Андрей Миронов. Есть мнение, что роскошная колоннада в западном портике, ниши со статуями, многофигурные барельефные композиции созданы знаменитым зодчим Кваренги. В 1800–1801 годах по заказу графа интерьер церкви расписал ростовский живописец, крепостной человек помещиков Филатьевых Порфирий Семенов Рябов. Декоративная роспись клеевыми красками четко выявляет архитектурное пространство классического храма. В основном она написана гризайлью и покрывает своды и арки сплошной сеткой рисованных кессонов на голубом фоне. В центре большого купола круглый плафон, где на фоне розовато-желтых облаков написана «Новозаветная Троица» в окружении ангельских чинов. Вокруг 12 овальных медальонов с изображениями апостолов. Между овалами голубые полосы с лепным арабесковым орнаментом, раскрашенным в белый и черный цвета. На парусах свода лепные овалы с евангелистами, а между ними головки храмов. Декоративное убранство стен возобновлено маслом в 1869–1870-ых годах по заказу графа Дмитрия Николаевича Шереметева. Выполнял эти работы Алексей Николаевич Бубнов. Стены обработаны колоннами и пилястрами из серого искусственного мрамора. На южной стене написаны маслом святой Димитрий Ростовский и святой Сергий Радонежский, на северной – святой Илларион Великий и святой мученица Александра. В конце центрального алтаря – «Новозаветная Троица», над алтарным окном «Спас на убрусе», на северной стене алтаря московские митрополиты, а на южной вселенские святители. Над западным входом в храм помещен сюжет «Пострижение святителя Димитрия Ростовского». Сохранившийся иконостас (1870 г.) открывается в алтарь широкой аркой. Он украшен изумрудно-зелеными пилястрами с золочеными капителями и заканчивается фронтоном. В иконостасе только две иконы, написанные маслом: слева «Богоматерь», справа «Спас на троне». Проект иконостаса «поддельного мрамора» был составлен Константином Александровичем Докушевским. Мраморную работу делал московский мастер Адриан Степанов Ремизов, резные капители – столяр из деревни Смертино Ростовского у. Владимир Лаврентьев, золотил мастер московского цеха Василий Сергеев Нестеров, красил иконостас «под мрамор» ростовский мещанин Илья Николаев Бубнов. Иконы первоначального иконостаса (1801 г.) сохранились. Писал их Николай Тяпин из Подмосковья. В угловых выступах центрального иконостаса помещены его же иконы: с восточной стороны «Святой Димитрий» и «Святой Иаков» на дереве, а с западной «Святой Николай Чудотворец» и «Святой мученица Параскева» (на холсте). Последние соименны графу и графине Шереметевым. У южной стены храма находится белый мраморный балдахин 1909–1910 годов над прахом митрополита Димитрия. Мощи пребывали в соборе ежегодно с 25 мая по 28 октября. Верхняя часть балдахина украшена барельефом с изображением архиерейской митры, двух скрещенных подсвечников и двух лавровых ветвей. На балдахине надпись «Святителю отче Димитрие моли Бога о нас». Наружную и внутреннюю лепнину Дмитриевской церкви выполнил немецкий мастер, уроженец Дрездена Иван Фохта, возобновил в конце 1860-ых – начале 1870-их годах мастер из Костромской губернии Евграф Васильев Исаков. Т.Е.Казакевич
|