| Спасо-Преображенский монастырь
Спасо-Преображенский монастырь – старейший мужской монастырь Ярославля. Располагается на левом берегу реки Которосль близ ее впадения в Волгу. Охранял западные подступы к городу. Точная дата основания неизвестна, предположительно это начало XIII века. Никоновская летопись под 1216 годом гласит: «князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения». Возникнув как «городовой» княжий монастырь, он с первых дней своего существования был тесно связан с местным княжеским домом и оказывал огромное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Ярославля. Монастырские власти были духовными наставниками во всех делах княжеского дома и активно в них вмешивались, соблюдая при этом свои интересы. Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей. Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя – князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 году Монастырская земля служила местом погребения многих титулованных ярославцев – представителей княжеских родов Троекуровых, Львовых, Борятинских, Козловских и др. Здесь же хоронили и нетитулованных именитых горожан и богатых купцов. На погребение и помин души родственниками усопших делались богатые вклады, пополнявшие монастырскую ризницу. В 1463 году в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев – Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Между 1463 и 1473 годами в Москве по заказу Ивана III митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы вошли в пантеон общерусских святых, одновременно став главной святыней Ярославля. С утратой Ярославлем самостоятельности, Спасо-Преображенский монастырь встает на сторону Москвы и с тех пор всегда пользуется особенным покровительством великокняжеского, а затем и царского дома. Тесный контакт со светской властью укреплял имущественное и юридическое положение монастыря. Первые жалованные грамоты монастырю известны с XIV века. Кроме денежных вкладов они даровали Спасо-Преображенскому монастырю множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей, а также давали право игумену на собственный суд (т.н. иммунитет). Только Иван Грозный пожаловал Спасо-Преображенскому монастырю 55 грамот. К ХVII веку Спасо-Преображенский монастырь становится крупным собственником, владея обширными вотчинами, дававшими огромный доход. Кроме Ярославля, земельные угодья Спасо-Преображенского монастыря находились в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль – Залесского, в Московском и даже в Сольвычегодском уездах. Это позволило Спасо-Преображенскому монастырю стать сильнейшей крепостью Верхнего Поволжья и сыграть историческую роль в жизни страны в период «смутного времени», когда монастырь оказался надежной защитой не только Ярославля, но и всей русской государственности. В мае 1609 года Спасо-Преображенский монастырь выдержал 24-дневную осаду вражеских войск, а в 1612 году здесь располагался центр дружин Минина и Пожарского, проводились торжественные молебны и освящались полковые хоругви перед походом войска на освобождение Москвы. Весной 1613 новоизбранный царь Михаил Романов, направляясь из Костромы в Москву, прожил некоторое время в Спасо-Преображенском монастыре, направив отсюда свою первую царскую грамоту о согласии на принятие царского венца. Первоначально во главе братии стоял игумен, затем архимандрит (время введения архимадритии неизвестно). В ХVII веке братия Спасо-Преображенского монастыря составляла около 150 человек, кроме того, на монастырь работали около 300 «бельцов» – светских людей. В 1764 году Спасо-Преображенский монастырь входит в число 16 крупнейших монастырей России, владея обширными землями, городскими слободами, мельницами, рыбными ловлями. Он ведет крупные торговые операции, ему принадлежит около 14 000 крепостных душ. Располагает Спасо-Преображенский монастырь и величайшими художественными ценностями, являясь важным культурным центром на северо-востоке страны. Еще в начале XIII века здесь существовало первое в этом регионе училище, хранилось уникальное Спасское Евангелие и особо чтимая икона Богоматери «Ярославская Оранта». В Спасо-Преображенском монастыре в конце XVIII столетия был обнаружен рукописный список шедевра древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В 1747 году здесь открывается Славяно-Латинская семинария – одна из первых в России. Храмы и ризницы монастыря хранили замечательные иконы, предметы церковной утвари и облачения – уникальные произведения древнерусского искусства, большая часть, из которых была вкладной. В 1787 году по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом. Это было связано с образованием Ярославской губернии и переводом сюда центра Епархии из Ростова. Период пребывания здесь церковной власти губернии ознаменован обретением в 1823 году новой святыни – чудотворного образа Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней – Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников. Архиерейский дом прекращает свое существование в 1918 году, после подавления белогвардейского мятежа. Территория Спасо-Преображенского монастыря используется для различных нужд. Здесь размещаются различные организации, часть помещений переоборудуется под жилье. С начала 1950-ых годов на территории Спасо-Преображенского монастыря начинаются масштабные реставрационные работы. С 1959 года здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. Архитектурный ансамбль монастыря складывался на протяжении многих веков и в настоящее время представляет собой комплекс разновременных построек. Каменные храмы XIII века, о строительстве которых сообщают древние летописи, погибли при пожаре 1501 года. Сохранились лишь фундаменты Спасо-Преображенского собора (1216 – 1224 гг.) и сопредельной ему церкви Входа Господня в Иерусалим (1218 – 1224 гг.), расположенные ныне в подклети церкви Ярославских Чудотворцев. В настоящее время основу монастырского ансамбля составляют строения начала XVI века, являющиеся древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля. Смысловой и географический центр Спасо-Преображенского монастыря – Спасо-Преображенский собор. Кроме него, к началу XVI века относятся здания монастырской трапезной, звонницы и Святых ворот – главного входа на территорию монастыря (последние два со значительными перестройками и добавлениями). Трапезная (1516 г.) построена по «типовому» образцу монастырских трапезных и представляет собой двухъярусное, квадратное в плане здание со сводами, которые опираются на мощный четырехгранный столп, расположенный в центре зала. Конструкция повторяется на обоих этажах. В основании звонницы XVI века мощная стена, которая завершается двумя арками звона. В 1808 и 1824 годах ее надстраивали А. Мизеров и губернский архитектор П. Я. Паньков, после чего она приобрела современный вид. Святые ворота – самая древняя крепостная башня Спасо-Преображенского монастыря. От XVI века в ней сохранился нижний ярус с двумя арками проезда. Своды основного проезда расписаны на темы Апокалипсиса в 1563–1564 годах живописцами Спасо-Преображенского собора. Перестраивались ворота в XVII, XVIII, XIX веках, в результате чего здание получило дополнительные объемы – дозорную четырехгранную башню, надвратную церковь, большое домообразное крыльцо. Для всех построек XVI века характерны лаконичная конструкция, четкие объемы, скупой, но выразительный декор и высокое качество исполнения. Все они возведены при участии московских мастеров в русле общерусской или московской традиции. Оборонительные сооружения монастыря на протяжении его истории перестраивались несколько раз. Первые каменные стены и башни возвели в 50-е годы XVI столетия. После военных событий начала XVII века возникла необходимость в строительстве новых крепостных стен, что и было сделано в первой половине XVII века. Фрагменты этих оборонительных сооружений сохранились до сих пор: это Водяные ворота, Богородицкая (1623 г.) и Углическая (1635 г.) крепостные башни и прясло стены между ними. Преобразование Спасо-Преображенского монастыря в Архиерейский дом повлекло за собой многочисленные переделки монастырских зданий. Древние памятники расширяли, надстраивали, пристраивали к ним новые объемы, приспосабливая их для новых нужд. Строились и новые сооружения. Так, в 1820-ых годах была разобрана сопредельная Спасо-Преображенскому собору Входоиерусалимская церковь XVII века и на ее месте в 1827–1831 годах возведена огромная церковь Ярославских Чудотворцев (проект П.Я. Панькова), которая закрыла южный фасад собора. Кроме того, все основные постройки монастыря соединили между собой двухъярусным крытым переходом. Многочисленные перестройки, продолжавшиеся в течение всего XIX века, до неузнаваемости изменили фасады древних памятников. Реставрационные работы на территории Спасо-Преображенского монастыря начались с 1920-ых годов. Тогда были ликвидированы последствия подавления белогвардейского мятежа и разобрана основная часть поздних пристроек. Основная реставрация проводилась в 1950–1960 года и продолжается до сегодняшнего дня. С.Е. Блажевская
| |