в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Богоявленский Авраамиев монастырь
Алексеевский мужской монастырь
Ансамбль Казанского прихода в городе Рыбинске
Афанасьевский мужской монастырь
Богоявленская церковь в селе Уславцеве
Богоявленский женский монастырь
Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове
Борисоглебский мужской монастырь
Власьевская церковь
Вознесенская церковь в селе Маркове Ростовского уезда
Вознесенская церковь в Ярославле
Угличский Воскресенский мужской монастырь
Воскресенский собор в Тутаеве
Горицкий монастырь
Дмитриевская церковь
Женский Троицкий монастырь
Зачатьевская церковь Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове
Ильинско–Тихоновская церковь
Казанская церковь в Рыбинске
Ярославский Казанский женский монастырь
Казанский заштатный общежительный женский монастырь
Кассиано-Учемская Успенская мужская пустынь
Крестовоздвиженский собор в Романово-Борисоглебске
Леонтьевская церковь
Никитский монастырь
Николо-бабаевский монастырь
Николо-Спольская церковь в Ростове
Николо-Улейминский мужской монастырь
Церковь Николы в рубленом городе
Печерская церковь в Ярославле
Покровский мужской монастырь
Сергиевская надвратная церковь Борисоглебского монастыря
Собор Бориса и Глеба Борисоглебского монастыря
Собор Рождественского монастыря в городе Ростове
Спасо-Геннадиев монастырь
Спасо-Преображенский монастырь
Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря
Спасо–Прображенский собор в городе Рыбинске
Спасо-Преображенский собор в Угличе
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь
Сретенская церковь в Ярославле
Толгская церковь в Ростове
Ярославский Толгский монастырь
Троицкий–Даниловский монастырь
Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском
Угличские монастыри
Успенская «Дивная» церковь в Угличе
Успенский Собор
Успенский собор в Мышкине
Успенский собор в Ростове
Федоровский монастырь
Церковь Благовещения в Ярославле
Церковь Богоматери Федоровской в Ярославле
Церковь Богоявления в Ярославле
Церковь великомученицы Варвары
Церковь Владимирской Богоматери
Церковь Воскресения Христова в Ростове
Церковь Григория Богослова в Ростове
Церковь Дмитрия Солунского в Ярославле
Церковь Дмитрия царевича на крови в Угличе
Церковь Ильи пророка в Ярославле
Церковь Иоанна Богослова
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Исидора Блаженного (Вознесения) в Ростове
Крестовоздвиженская церковь
Церковь Михаила Архангела в Ярославле
Церковь Николы в Меленках
Церковь Николы Мокрого в Ярославле
Церковь Николы Надеина в Ярославле
Церковь Петра и Павла при мануфактуре
Церковь Петра и Павла на Волжском берегу
Церковь Петра Митрополита в Ярославле
Церковь Рождества Богородицы в селе Вощажниково
Церковь Рождества Богородицы
Церковь Рождества Богородицы посада Большие соли
Церковь Рождества Христова в Ярославле
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Святого Духа
Церковь Спаса на Песках в Ростове
Церковь Спаса на Сенях в Ростове
Церковь Спаса на Торгу в Ростове
Яковлевская церковь Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Казанская церковь в Рыбинске

В городе Рыбинске, в устье реки Черемухи, на левом ее берегу стоит церковь Казанской Божией Матери - одна из немногих построек ансамбля Казанского прихода, дошедших до нашего времени. В письменных источниках первую известную нам запись дает "Писцовая книга дворцовой ловецкой Рыбной слободы 1674-76гг.: "Да в Рыбной же слободе падет речки Черемхи монастырь Казанския Богородицы огорожен забором, … а на монастыре церковь Пречистыя Богородицы Казанския".

В 1697 году по Рождестве Христове самый первый каменный холодный храм во имя Казанския ж Пресвятыя Богородицы совершен и освящен при митрополите Иосифе II Ростовском и Ярославском. Рядной записи не сохранилось, однако можно предполагать, что для возведения нового храма приглашались Ярославские мастера, поскольку он типологически входит в ряд ярославских храмов конца XVII века, таких как церковь Николы Пенского 1691 года, церковь Николы Рубленый Город 1695 г., церковь Благовещения 1688-1702гг. и пр.

Фасады церкви Казанской, как и других посадских храмов Ярославской школы этого периода, были скупо декорированы лопатками и карнизами в виде поребрика между валиком и двумя полочками, которые венчали все основные объемы (алтарь, четверик, трапезную) и отделяли цоколь. Все оконные проемы были арочные, лишенные всякого декора. Пары окон нижнего яруся четверика были раздвину ты от вертикальных осей окон второго этажа, придавая динамику композиционному решению фасадов и как бы подчеркивая центростремительность воздушной пирамиды пятиглавия.

Первые работы на храме, повлекшие за собой изменение его внешнего облика, были произведены в 1767-68 гг., возможно, в связи с посещением Рыбинска Императрицей Екатериной II в 1767 году. Интерьер церкви был расписан 12 ярославскими мастерами купеческого звания. Наряду с росписью церкви, выполняется новый столярный иконостас классического ордера, сменивший древний барочный. Все фасады были оштукатурены и окрашены охрой с выделением всех деталей белым. В 1797 году производятся кровельные работы, в ходе которых деревянные стропила заменяются на металлические, увеличивается уклон кровли и , в результате нижний декоративный валик барабанов закрывается, что изменяет пропорции барабанов в целом.

Новая 4-ярусная колокольня, имевшая ордерное решение ярусов и увенчанная высоким шпилем с крестом, была построена в 1813-1822 гг. В целях стилевого единства и создания ансамбля, сначала разбирается шатровая колокольня с постройкой на ее месте притвора с ротондой (1822г.), а затем перестраивается и Введенская церковь.

Надо сказать, что серьезные работы на Введенской церкви были начаты еще в 1806 году, когда на ней была сделана новая глава и фронтоны, сменена кровля и вызолочена глава. Около 1829 года с благословения архиепископа Ростовского и Ярославского Авраамия Шумилина старый Введенский храм был разобран "по причине сырости, темноты и утеснения" и на его месте в 1830-31 гг. выстроен новый теплый храм классической архитектуры. Новый храм был освящен в 1832 году, но отделочные работы в нем продолжались до 1839 года.

В 1831-32 годах оба храма Казанского прихода были окружены новой оградой с каменными столбами и железными решетками. С запада ограда фланкировалась парадными Святыми воротами с полуциркульным верхом, украшенным живописью. В 1834 году во Введенской церкви был вызолочен новый иконостас и ярославскими мещанами Старковым, Лотошиловым и Телегиным выполнена роспись клеевой плафонной техникой.

В 1854 году для Казанского прихода была выстроена новая 2-этажная ризница, а на колокольне переделаны все полы, деревянные переходы и настилы. В 1860-е годы с южной стороны Введенской церкви была выстроена 1-этажная каменная сторожка. В 1930-е годы храмы Казанского прихода были закрыты для богослужения. В это время были разобраны колокольня, ограда, частично разрушена теплая Введенская церковь, позднее реконструированная под жилой дом, существующий и поныне. На Казанской церкви были снесены барабаны, разобран иконостас. В 1940-80 гг. в помещении Казанской церкви размещался городской Рыбинский архив. В 1986 году начались работы по консервации здания. В 1990 году реставрационные работы были завершены и в 1991 году церковь была передана Ярославской Епархии, в ней идут службы. В интерьере Казанской церкви прекрасно сохранилась фресковая живопись, начатая 10 мая 1767 и законченная 4 июля 1768. В ее создании участвовали 12 ярославских мастеров: Федор Илларионов Пототуев, Михаил Алексеев Сопляков с сыном Ефимом, Василий Васильев Курецков, Стефан Андреев Столяров, Иван Никитин Горин с сыном Федором, Иван Стефанов Сарафанников с сыновьями Василием и Иваном, Стефан Григорьев Завязошников и Николай Афанасьев Гребенщиков. Левкасные работы в интерьере производил Алексей Иванов Щекин. Исполненная уже в екатерининское время потомками прославленных ярославских иконописцев XVII, казанская роспись сохранила основные черты древнего стиля и большинство древних иконографических изводов. В сравнительно небольшом помещении центрального четверика размещено 142 сюжетных клейма. Паруса сомкнутого свода церкви разделены разгранками на 4 части. Восточный парус занимает исполненная особой торжественности композиция "Коронование Богоматери", т.к. храм посвящен богородичной иконе. На западном парусе "София созда себе дом", на северном "София Премудрость Божия", на южном "Страшный Суд" в виде "отделения овец от козлищ". Нижнюю часть свода опоясывает неширокий фриз (до 1 м) из 12 медальонов, иллюстрирующих Символ веры. Стены разделены киноварными разгранками на 6 ярусов (1.2 - 1.3 м.). Сюжетные клейма располагаются в них сплошной лентой, заходя и на оконные откосы. В трех верхних ярусах подробно иллюстрирована земная жизнь Христа и притчи. В третьем ярусе, начиная с западной стены, евангельский цикл дополняют иллюстрации на тему "Молитва Господня". Четвертый ярус посвящен теме "Страстей Христовых", а пятый (17 клейм) "Сказанию о Богоматери Казанской". Шестой ярус росписи декоративный, он состоит из травного фриза и заканчивается традиционным подзором из полениц. Над западным порталом, соединяющим центральный храм с папертью "Воздвижение креста Господня", в арке портала "Спас на убрусе", а на его откосах "Борис" и "Глеб" в декоративных овалах из цветов и фруктов. Между центральным и боковыми западными порталами надписи с храмовой летописью и именами мастеров. Невысокое пространство трехапсидного, нерасчлененного внутри алтаря, слабо связано с интерьером центрального храма и отделяется от него тремя низкими арочными проемами. Живопись небольшой западной паперти, стены и свод которой расписаны сценами из Апокалипсиса, в значительной степени утрачена. Казанская стенопись исполнена в очень насыщенной, пестрой цветовой гамме с преобладанием теплых золотистых, малиновых, вишневых, белых, оливковых, розоватых и киноварных тонов, значительно огрубленных открытым ультрамарином фонов, переписанных в конце XIX. В храме под руководством реставратора В.И.Васина проведена частичная реставрация древней стенописи.

Замечателен по богатству исторических и бытовых подробностей нижний храмовый ярус церкви, иллюстрирующий "Сказание о Казанской иконе", написанное митрополитом казанским Гермогеном, впоследствии патриархом. В частности, на северной стене изображена встреча Казанской иконы в Москве в 1612, куда она прибыла с ополчением Минина и Пожарского как "великая заступница" Русской земли (в клейме изображена огромная толпа народа на фоне Московского Кремля).

Гончарова Н.Н., Казакевич Т.Е.