| Спасо-Преображенский собор в Угличе
Собор расположен в центре угличского Кремля. Впервые в летописи он упомянут в 1249 году. В 1485 году сооружен первый каменный собор, который был разрушен вместе со всем городом в годы Смуты (1608–1612 гг.). Нынешнее здание собора возведено в 1700–1713 годах (по другим сведениям 1716 году) крепостными мастерами во главе с Григорием Федоровым. Композиционно пятиглавый собор аналогичен ярославским храмам XVII века. Отдельные элементы привнесены из нарышкинского барокко (белокаменный портал, тонкие полуколонки и др.). Главный южный фасад прежде выходил на кремлевскую площадь, а ныне обращен к городу. Единое внутреннее пространство перекрыто глухим сомкнутым сводом; высота зала около 17 м, размер стороны – 14 м. Около 1840 года к югу входу был пристроен четырехколонный портик в стиле классицизма. Тогда же появился придел с аналогичным портиком. В 1730 году к юго-западу от собора возведена монументальная восьмигранная ярусная колокольня высотой около 40 м. В 1809–1811 годах собор был заново расписан артелью «знаменитого по епархии живописца» Тимофея Алексеевича Медведева, крепостного человека князя А.М.Голицына, уроженца села Тейкова Владимирской губернии. 20 марта 1809 года Медведев заключил контракт на 5000 рублей с угличскими купцами А.В. и Д.В.Кожевниковыми, А.К.Вороновым, М.И.Зиминым и городским головой А.М.Бовыкиным на «59 живописных штук, исполненных самым лучшим рисунком и кунштом». Программа росписи была составлена Медведевым совместно с соборным протоиереем Николаем Верещагиным. Хозяйственными работами по созданию росписи руководил староста В.А.Лобашков. Артель Медведева закончила роспись храма 18 октября 1811 года. В 1838–1840 годах на средства старосты В.А.Лобашкова была исполнена живопись южного и западного входов и переписаны некоторые клейма нижнего яруса. Роспись Т. Медведева выполнена в лучших традициях раннего русского классицизма. Иллюзорная живописная декорация стен и сводов собора насыщена интенсивными по цвету, помпезными архитектурными перспективами, состоящими из рисованных под мрамор колонн, портиков, кессонов и золоченых карнизов в сочетании с пышной орнаментикой из аллегорических фигур, орудий страстей и атрибутов церкви. Последняя имитирует скульптурный рельеф и исполнена большей частью в технике гризайли. В рисованные архитектурно-скульптурные обрамления помещены живописные клейма, представляющие собою в основном копии с картин известных итальянских мастеров. В центре кессонированного свода «Саваоф», летящий на херувимах в стремительном и бурном движении. На склонах свода в больших овалах праздники и евангелисты. На стенах на фоне архитектурных кулис тремя рядами расположены клейма, иллюстрирующие различные евангельские сцены. Некоторые клейма среднего яруса имитируют скульптурный рельеф и написаны гризалью на синем кобальтовом фоне. На южной стене в верхнем ярусе: «Притча о птицах небесных» и « Христос и сотник», в среднем «Хождение по водам» и «Притча о примирении с братом» и «Воскрешение сына вдовы Наинской». На западной стене в верхнем ярусе: «Исцеление гадаринского бесноватого» и «Исцеление расслабленного в синагоге», в среднем ярусе: «Притча о немом» и «Притча о виноградаре», в нижнем «Притча о 10 прокаженных», «Христос и Закхей», «Притча о блудном сыне» и «Страшный Суд» (в виде «отделения овец от козлищ»). Центральную часть северной стены занимает огромная композиция «Преображение Господне», представляющая собой копию с картины Рафаэля из Ватиканской пинакотеки (1519–1520 гг.). По сторонам от нее в верхнем ярусе «Воскрешение дочери Иаира» и «Насыщение 10 тысяч 10 хлебами», в среднем «Притча о неключимом рабе» и «Притча о талантах», в нижнем «Пир у Симона волхва» и «Притча о мытаре и фарисее». На откосах шести больших окон южной и западной стены изображены ангелы с орудиями страстей и головами херувимов. В арке южного портала «Богоматерь Владимирская», в арке западного «Богоматерь Смоленская», а в арке северного «Богоматерь Казанская», поддерживаемые летящими ангелами. В целом весь ансамбль росписи синтетически связан с архитектурой собора. Колорит ее основан на напряженном контрасте цветовых сочетаний, говорящем о незаурядном декоративном таланте автора, восприимчивого крестьянина, как бы случайно прошедшего через академическую школу. Интерьер собора украшает шестиярусный иконостас, выполненный в 1860 году в стиле ложного барокко. Эклектичное убранство его отмечено большим профессионализмом, но однообразием и сухостью в прорисовке деталей. Иконостас украшен слабо раскрепованными карнизами, цветочными гирляндами, раковинами и кессонами, листьями аканта, витыми и круглыми колоннами. Иконы пяти верхних ярусов написаны в 1860-е годы. В местном ярусе несколько древних икон: «Покров» (XVII в.), «Богоматерь Ильинская» и «Вседержитель» в стиле украинского барокко XVII века. Т.Е.Казакевич
| |