| Церковь Богоматери Федоровской в Ярославле
Находится на улице Малая Пролетарская (бывший Федоровский переулок), 59. Приход состоит из двух храмов – летнего Федоровского и зимнего Никольского. Пятиглавый каменный холодный храм в честь Федоровской иконы Божией Матери сооружен в 1687 году на месте, где стоял дом одного из горожан, который «своим двором поступился под церковь каменную пресвятыя Богородицы». За образец был выбран храм Вознесения Господня. Работы велись «всем народом», «покров и главы довершил своим иждивением един от жителей прихода сего» земский староста Родион Леонтьев Еремин. В 1736 году с запада к храму была пристроена закрытая паперть с высоким крыльцом. Позднее с южной стороны паперти был устроен придел в честь Тихвинской иконы Богоматери. Внешний декор церкви весьма скромен. Основным украшением стен является широкий пояс из двенадцати профилированных кирпичных рядов, на который опираются завершающие стены декоративные полукружия. В 1715-1716 годах на средства посадского Ивана Данилова Еремина интерьер Федоровской церкви был расписан ярославскими мастерами во главе с Федором Игнатьевым и Федором Федоровым. В 1862 году стенопись была частично прописана клеевыми красками. Декоративно-композиционная система Федоровской росписи в основном следует традициям, сложившимся в ярославской монументальной живописи в конце XVII века и нашедшим наиболее совершенное воплощение в росписи соседней церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Стенопись церкви Федоровской Богоматери состоит из 438 сюжетных клейм, сгруппированных в 25 иконографических циклов. Паперть церкви не была расписана. В центральном куполе помещено изображение Вседержителя с раскрытым Евангелием. В барабане 8 праотцев в рост и 16 ветхозаветных пророков. На парусах написаны евангелисты, между ними «Спас на убрусе», «Богоматерь Знамение» и ангелы с зерцалами. Своды украшены изображениями праздников: северо-восточная - Благовещения и Рождества Богородицы (с апокрифическими сценами), южно - восточная – Рождества Христова и Сретения; на западном своде помещена композиция «София созда себе дом». Подпружные арки и столпы заняты 46 сценами деяний апостольских. В нижней части столпов, на восточных их сторонах, написаны два оригинальных изображения полуфигур Христа и Богородицы в пышных медальонах из цветочных гирлянд, напоминающих оформление парадных царских портретов того времени. Стены храма разделены киноварными разгранками на 6 ярусов. Пять верхних шириной 1,25-2 м заняты сюжетными фризами, шестой (1,3 м) – орнамент из вьющихся красновато-коричневых стеблей и листьев и зелено-голубоватых цветов. На западной стене в этом ярусе вместо орнамента даны 6 картин на сюжеты «Песни Песней». В крупных люнетах стен, образующих верхний ярус, располагаются многофигурные композиции праздников, среди которых преобладают праздники богородичного цикла – «Живоносный источник», «Покров», «Собор Богородицы» и «Введение во храм». В остальных сюжетных фризах тематические циклы следуют один за другим непрерывно, начинаясь в одном ярусе и переходя в другой. Большим своеобразием отмечено декоративное оформление 16 больших окон храма. На северной и южных стенах впервые в Ярославле однофигурные эмблемы заменены сложными сюжетными. Декоративное оформление трех небольших замкнутых помещений алтаря отличается простотой и архаизмом изобразительного языка. Роспись Федоровской выполнена в резкой цветовой гамме, основными элементами которой являются теплые тона: золотистая охра, разбеленная празелень и красно-коричневая черлень. Открытый характер несложной и грубоватой цветной палитры, доведенная до предела плоскостность трактовки при помощи обобщенных и конструктивно скупых линий, орнамент, пышно и разнообразно покрывающий одежды и изображаемые предметы, придает росписи характер очаровательного лубка. И.Э.Грабарь назвал федоровские росписи «наиболее типичными лубками среди всех известных нам фресок». Лубочный характер носит и сам подбор сюжетов, особенно в храмовом ярусе. Здесь отражена бьющая ключом жизнь со множеством реалистических бытовых подробностей и жанровых сцен. Тематика живописи подсказана десятью «чудами» из книги И.Галятовского «Небо Новое». Интересна картина, изображающая пожар Костромы, на которой жители спасают от огня сундуки со своим имуществом. Росписи создавались в период войны Петра I со шведами. Талантливый знаменщик Федор Игнатьев придал многим сценам неповторимые черты своей эпохи, живо, динамично, непосредственно показав в росписи морские и сухопутные битвы. Например, в «Чуде спасения Царьграда от сарацин» реально изображен трехмачтовый шведский корабль «Элефантина». Неповторимое своеобразие росписи придают превосходно написанные архитектурные кулисы, в облике которых угадываются реальные формы дворцов в стиле петровского барокко. В 1705 году в церкви сделан резной иконостас, выполненный ярославцем посадским человеком Степаном Вороной и крестьянином Ярославского уезда Василием Комаром с товарищами. Большинство икон для иконостаса написаны в Толгском монастыре. Иконы местного чина «Богоматерь Федоровская» и «Спас на троне» принадлежат кисти знаменитого мастера XVII века Гурия Никитина. Деревянная церковь Николы Пенского (что на пенье), была сооружена прихожанами в 1659 году по благословенной грамоте митрополита Ростовского Ионы. В средневековой «Повести о начале... и построении церкви...» так объясняется его название: «...Близ же того места исперва бяше лес велий, который перед начатием храма посечен был и по посечении оного леса остася множество пенья, от которого пенья и именование церковь сия прият...». Та же «Повесть...» объясняет построение церкви нежеланием жителей Толчковской слободы ожидать восстановления церкви Иоанна Предтечи, сгоревшей в 1659 году, а иметь свой храм поближе к домам горожан. В 1689–1691 годах церковь перестроена в камне и сделана теплой. Храм одноглавый, с трапезной и с колокольней над входом с западной стороны. Трапезная и основной храм одинаковы по ширине (12,3 м) и изнутри воспринимаются как единый нерасчлененный объем. Главный престол посвящен Николаю Чудотворцу, в 1890 году на средства купца С.А.Черногорова с северной стороны был пристроен двухэтажный придел в честь Сергия Радонежского, на втором этаже находилась часовня во имя Николая Чудотворца. Наружная отделка Николо-Пенской церкви скромна. Углы храма и трапезы обработаны широкими лопатками, карниз и цоколь украшены рядами профилированного кирпича и пояском поребрика. Все окна имеют одинаковые по форме наличники в виде прямоугольных рам с двумя кокошниками. Ажурный кованый крест, венчающий главку на восьмигранном барабане, напоминает крест над Казанским приделом церкви Рождества Христова. Существующий двухъярусный иконостас классических форм выполнен в 1840 году резчиком из Больших Солей В.Я.Трубниковым. В местном ярусе иконостаса сохранились иконы XVII века. Интерьер Николо-Пенской церкви украшен масляной живописью конца XIX века, выполненной в подражание живописи М.Нестерова и В.Васнецова. В центральном объеме, на своде и в люнетах помещены сцены из жизни Богоматери, в трапезе праздничный и страстной циклы, в приделе сцены житий Сергия Радонежского и Николая Чудотворца. Ц. Федоровской Богоматери была закрыта в 1930 году. В 1989 году передана Русской Православной Церкви. Ныне кафедральный собор епархии. Церковь Николы Пенского не закрывалась и в ХХ веке долгое время была единственным действующим храмом в центре Ярославля. Т.Е.Казакевич, А.Ш.
| |