| Угличские монастыри
Точные даты основания большинства угличских монастырей неизвестны. По свидетельству местных летописных источников, уже в начале XIII века участие в городских делах принимали «игумени и иноци». К числу наиболее древних следует, вероятно, отнести Воскресенский, Троице-Никольский «на песках», Иоанно-Богословский (Никольский) «на прудищах», а также пригородный Михаило-Архангельский. В XIV века был основан Алексеевский монастырь, в левобережной части города появился Введенский женский монастырь. К середине XV века также, вероятно, возникли Макарьевский и Покровский монастыри. Главными целями создания монастырей были спасение иночествующих, а духовная, религиозная деятельность, распространение и укрепление христианской веры. Монастыри стали центрами духовной жизни, важнейшим культурным фактором. Однако в удельный период большое влияние на жизнь монастырей оказывал и политический фактор. Не имея необходимых материальных средств, обители были вынуждены примыкать к различным политическим группировкам. Удельный или столичный князь-покровитель давал разрешение на основании монастыря, наделял его земельными угодьями, финансировал строительную деятельность, обеспечивал содержание братии. Несмотря на то, что изначально монастырские постройки были целиком деревянные, обители стали важнейшим фактором, формирующим городскую застройку, а также выполняли оборонительные функции. Ярким периодом в истории местных обителей стало княжение в Угличе Андрея Большого (1462–1492 гг.). Он относился к монастырям как облеченный политической властью покровитель, крупнейший жертвователь, оказывал всяческое содействие их организации и функционированию. По приглашению князя в Углич переселились известнейшие церковные деятели того времени Паисий и Кассиан. Особую поддержку получили Покровский, Успенский Кассиано-Учемский, Николо-Улейминский монастыри. Учениками преподобного Паисия Андрианом и Вассианом были устроены соответственно Никольский Грехозаруцкий монастырь и Троицкая Рябова пустынь. Во второй половине XV века монастыри, являвшиеся, по сути, универсальными общественными институтами, оказывали глубокое и всестороннее влияние на культуру Угличского княжества. При этом оно не ограничивалось рамками духовной, религиозной жизни, а распространилось на всю систему социальных отношений. В княжение Андрея Большого началось формирование монастырских промыслово-ремесленных слобод. В обителях велось каменное строительство, закладывались традиции иконописания, книжного дела, летописания. Росту земельных владений монастырей в первой трети XVI века содействовала общая политическая обстановка в Русском государстве. Правительство укрепляло свои позиции в Угличе путем широкой раздачи грамот влиятельным монастырям. Рост монастырского землевладения стимулировал развитие промыслово-ремесленных слобод, которые одновременно являлись важнейшим экономическим и хозяйственным фактором, а также были неразрывно связаны с культурной деятельностью. Увеличение числа и размеров монастырских вотчин в XVI века способствовало усилению финансовой самостоятельности местных монастырей, создавало необходимые предпосылки для активной строительной деятельности. Значительное распространение получает каменное зодчество. В ансамблях Алексеевского, Николо-Улейминского, Покровского монастырей появляются новые храмы. На протяжении XVI века угличские обители неоднократно становились объектами паломничества. Их посещали не только рядовые христиане или представители духовенства, но также лица, принадлежавшие к царствующей династии. В XVI веке в угличских обителях, еще задолго до официальной канонизации местных святых, стали составляться их жизнеописания, положенные впоследствии в основу житий. В начале XVII века все угличские монастыри были разорены. Некоторые из них, например, Введенский женский, а также мужские Богоявленский, Никольский Грехозаруцкий, Макарьевский, не восстанавливались. Среди возобновившихся на ведущие роли вышли Алексеевский, Воскресенский, Николо-Улейминский, Покровский, Кассиано-Учемский, Богоявленский монастыри. Большое значение для угличских иноков на протяжении XVII века имело покровительство царствующей династии Романовых, а также поддержка со стороны представителей высшей духовной иерархии, поскольку Ростовские митрополиты Варлаам II и Иона Сысоевич были выходцами из Николо-Улейминского и Воскресенского монастырей. В этот период практически во всех монастырях велось крупное каменное строительство, возводились первоклассные архитектурные памятники: Успенская «Дивная» церковь, комплекс Воскресенского монастыря, Троицкая церковь Дивногорской пустыни и др. К сожалению, ни в одном из них не сохранилось первоначальных росписей, в создании которых, вероятно, принимали участие мастера из крупных художественных центров Руси. На протяжении XVII века в монастырях происходила активная деятельность по прославлению местных святых и установлению их церковного почитания. Все крупные обители обрели своих духовных покровителей. Мученически погибшие иноки были впоследствии отнесены к числу подвижников благочестия, чтимых в пределах Ярославской епархии. В стенах монастырей складывался пантеон местных святых и подвижников благочестия. Прославление новых святых имело своим следствием не только появление целого корпуса агиографической и богослужебной литературы, но также возникновение не существовавших ранее иконографий «Кассиан Учемский», «Паисий Угличский», «Фома Колычев» и др. В XVII веке впервые появляются описания состава монастырских библиотек и архивов. В XVIII веке произошли коренные изменения государственной политики в отношении церкви. Монастыри были лишены прежней экономической самостоятельности, и потому стало ухудшаться их финансовое положение. Государство пыталось придать им «полезные» практические функции: содержание больниц, богаделен, инвалидных домов и др. В 1764 году в связи с введением монастырских штатов были упразднены некоторые угличские обители: Воскресенская, Кассиано-Учемская, Михаило-Архангельская и др. К разряду третьеклассных отошли Алексеевский, Богоявленский, Покровский монастыри. Николо-Улейминский оказался в числе заштатных. В XVIII веке заметно ослабло и общественное значение монастырей. Изменился состав монастырской братии. В это время, например, в угличских обителях не появилось ни одного выдающегося настоятеля, влиятельного церковного деятеля или подвижника благочестия. Однако влияние монастырей на церковные дела по-прежнему оставалось весьма значительным. Они занимали важное место в системе духовных учреждений России, выполняли ряд административных функций, служили опорой Святейшего Синода на местах. Большое место отводилось монастырям в борьбе со старообрядчеством и ересями. В строительной деятельности монастырей основным направлением являлось возведение хозяйственных, жилых зданий, оград, а также ремонт и реконструкция уже существующих памятников. Несмотря на недостаток средств, монастыри участвовали в финансировании деятельности духовных учебных заведений. Со второй половины XVIII века в поле зрения ученых постоянно находились книжные и документальные собрания обителей - ценнейшие комплексы исторических источников. Заметные изменения в жизни и деятельности угличских монастырей произошли в XIX - начале XX века, когда финансовое положение обителей стало улучшаться благодаря привлечению богатых вкладчиков. Способствовала этому и новая государственная политика в отношении церкви, которая ставила своей задачей активизировать участие местного духовенства во многих общественных начинаниях. XIX век характеризуется более терпимым отношением правительства и духовного ведомства к своим религиозным оппонентам. Поэтому пропаганда христианского учения, возвращение «заблудших» соотечественников в лоно официальной церкви осуществляется монастырями в более мягких формах, чем ранее. Обновленной формой религиозной работы в этот период становятся крестные ходы. Практически запрещенные в предыдущем столетии, в XIX веке они возобновились и, по свидетельствам источников, осуществлялись в Алексеевском, Покровском и Николо-Улейминском монастырях. На протяжении XIX - начала XX веков в угличских обителях оживилась строительная деятельность, завершилось формирование всех монастырских ансамблей. В этот период большое внимание уделялось выявлению и пропаганде находившихся в монастырях церковных и исторических реликвий. Обители принимали участие в изучении местной истории. Монастыри все чаще становились объектами исследования ученых, поскольку выступали в качестве хранилищ исторических источников. Само духовенство занималось изучением своего региона, тем более, что государство возлагало на него обязанность работать в данном направлении. В XIX - начале XX веков монастыри финансировали деятельность уже не только духовной семинарии и некоторых училищ, но и занимались организацией церковно-приходских школ и обучением населения. Большинство монастырей края было закрыто в 1918-20 годах. Однако еще довольно продолжительное время в них проживали монашествующие. Монастырское имущество было конфисковано, часть культурных ценностей впоследствии поступила в музейные и архивные собрания России. Денисов В.В.
| |