| Церковь Рождества Христова в Ярославле
Значительный памятник ярославской школы архитектуры и живописи ХVII века. Построена в 1644 году на месте деревянной церкви Храмоздателями ее были представители двух поколений ярославской купеческой династии государевых гостей Гурьевых-Назарьевых. Церковь имеет сложный ансамблевый образ, это четырехстолпный храм на подклете, окруженный с трех сторон галереями, увенчанный первоначально пятью главами. В церкви пять приделов, первым был освещен придел Николая Чудотворца в подклете, а над ним – придел Петра и Павла, на южном окончании галереи находится придел пяти персидских мучеников – Акиндина, Пегасия, Авфония, Елпидифора и Анемподиста, в диаконнике – придел Иоакима и Анны. Главный придел, Казанский, возведенный позднее у юго-западного угла храма, устроен в память о событиях Смутного времени: в церкви в 1609 году ярославцы прятали от поляков чтимую икону Казанской Богоматери. Этот придел с миниатюрной галерейкой, представляющий собой квадратную в плане башню, венчает изящная декоративная главка с ажурным, т.н. «процветшим» крестом. Крыльцо церкви – большое, с двухскатной кровлей, по ползучих арках, типично для начального периода ярославского зодчества XVII века. Декоративное убранство храма имеет лаконичный, сдержанный характер. Стены основного храма традиционно расчленены на три части лопатками, окна обрамлены скромными по рисунку наличниками, галерея украшена горизонтальными рядами ширинок. Церковь интересна как первый ярославский храм, в декор стен которого были введены изразцы. Узкие пояса зеленых «муравленных» изразцов двух видов – с изображением льва и семилепестковой розетки идут по верху центрального барабана и под карнизами апсид, изразчатые вставки украшают фасады крыльца. Уникальным украшением памятника является изразцовая храмозданная надпись, широкой полосой опоясывающая четверик под арками закомар, в ней сообщается дата постройки церкви и имена храмоздателей. Летописи такого рода редко встречаются в древнерусском зодчестве. В начале XIX века внешний облик церкви был искажен переделками: снесены четыре боковые главы, вместо северной галереи устроен теплый храм, на западном фасаде появился портик в классическом стиле. В 1960-е годы ярославские реставраторы частично восстановили первоначальный вид храма. Церковь соединялась через крытый переход с отдельно стоящим зданием колокольни, построенной позднее. Она представляет собой оригинальный по замыслу комплекс, включающий в себя Святые ворота, надвратную церковь Гурия, Самона и Авива окруженную галереей с двумя шатровыми башенками, и богато декорированный восьмигранный шатер. Высота колокольни 38 м. По силуэту колокольня напоминает знаменитую трехшатровую «Дивную» церковь в Угличе. Декоративное убранство колокольни богаче и разнообразнее основного храма, а необычные завершения парных полуколонок на западном фасаде в виде «шапок» напоминают венчания восточных минаретов. Колокольня церкви является выдающимся памятником древнерусской архитектуры. Первый тябловый иконостас был заменен в XVIII веке высоким шестиярусным резным иконостасом в стиле барокко. Особый интерес представляют царские врата, на створках которых искусно вырезано в высоком рельефе «Сошествие Святого духа на апостолов». Иконы иконостаса написаны в первой половине XVII века, это единственный сохранившийся в Ярославле цельный ансамбль, выполненный до раскола Церкви. Интерьер был расписан на средства ярославских купцов гостиной сотни Ивана Гурьева и его сыновей Михаила и Петра. Роспись была начата 28 мая 1682 года и закончена 25 мая 1683 года. Ансамбль росписи включает в себя живопись основного храма и трех порталов паперти. Своды и стены паперти никогда не были расписаны. Живопись не избежала позднейших подновлений. В 1840-е годы она прописывалась частично клеевыми красками. В 1869 году на средства старосты Ф. Д. Бочарова стенопись алтаря была переписана заново с добавлением на некоторых участках нового левкаса. В 1966–1970-ых годах стенопись реставрировалась В.И.Васиным, Е.А.Криулиным, В.Ф.Николаевым, Ю.Ф.Медведевым, В. Г. Зайцевым при научном консультировании О.Ф.Плющ. Иконографическая схема росписи, превосходно согласованная с характером небольшого и уютного интерьера, является продолжением тех посадских традиций в монументальном искусстве Ярославля, которые зародились впервые в церкви Николы Надеина. Заметное влияние на характер живописи оказала работа Гурия Никитина в церкви Ильи Пророка (1680 г.). Но в целом рождественские мастера, предположительно «Федор Федоров с товарищи», пошли самостоятельным путем, создав оригинальный ансамбль. Заказ был вызван временным приездом Гурьевых в Ярославль в период начавшегося в Москве стрелецкого бунта 1682 года. В канун этого переворота, в Петров пост, ярославские изографы, «попрося у бога милости», приступили к росписи храма на подворье гостей Гурьевых. По каким-то причинам они не закончили ее в одно лето; два нижних яруса, стилистически отличные от трех верхних, возможно дописывали в апреле и мае 1683 года. Перед нами уникальный памятник живописи, созданный непосредственно под впечатлением кровавых событий стрелецкого бунта и хованщины. В центральном куполе церкви изображен Вседержитель с раскрытым евангелием, в простенках между окнами праотцы. В нижней части барабана пророки в кругах, скрепленных цветочными розетками. На парусах евангелисты с символами, на лобовых частях «Спас на убрусе» (в.) и «Благое молчание» (з.). На подкупольных арках «Троица Ветхозаветная с Авраамом и Саррой», «Сошествие св. Духа». На парусах барабанов (разобранных в 1830-е г.) апостолы из числа 70, на лобовых частях херувимы. Столбы разделены на 4 яруса (нижний декоративный). В верхнем изображены цари и благоверные князья, в среднем мученики, среди них Пантелеймон Целитель, в нижнем местночтимые святые и святые–патроны старших поколений семьи Гурьевых: св. Анкидин, св. Иоанн Лествичник, св. Гурий Исповедник и св. Назарий. Стены церкви разбиты на 8 ярусов. Верхние пять– сюжетные, шестой – широкий декоративный фриз, седьмой – узкая летопись и восьмой – подзор из традиционных полотенец. На западной стене разбивка стен иная. Декоративный фриз там отсутствует. Нижний сюжетный ярус вдвое шире обычного. В нем размещены только две крупные композиции. Два верхних яруса (включая люнеты) иллюстрируют земную жизнь Христа и притчи. Образцом для композиций многих сцен здесь служила не только Библия Пискатора, но и некоторые южно-русские печатные источники. Третий ярус, посвященный «Страстям и явлениям Христа по Воскресении», исполнен драматического пафоса. Четвертый ярус росписи связан с богородичной темой и посвящен различным «чудесам Богородицы», сведения о которых почерпнуты из книги И.Галятовского «Небо Новое». Этот уникальный литературный цикл иллюстрируется здесь впервые в ярославской фреске. Несомненно, знаменщиком цикла был художник–миниатюрист. Одной из лучших композиций литературного цикла является «Чудо о монахе Ерониме». Шестой ярус южной стены посвящен деяниям и мученическим кончинам 12 апостолов. В шестом ярусе западной стены над порталом написана «Богоматерь Живоносный источник» (из книги И.Галятовского), по сторонам две большие символические композиции: «Хвалите Господа с небес» и «Страшный Суд», где среди грешников, помимо иноземцев, изображены русские в высоких боярских горлатных шапках. Арки семи больших окон оформлены эмблематическими изображениями ангелов с зерцалами на фоне клубящихся облаков. В арках трех входных порталов деисусные композиции из трех круглых медальонов. Живопись на порталах паперти более всего пострадала от позднейших подновлений клеевыми и масляными красками. Стены Казанского придела и придела Акиндина украшены клеевой плафонной живописью, выполненной в 1860. В своде Казанского придела «Коронование Богоматери», на стенах «Величит душа моя Господа», «Встреча Марии с Елизаветой», «Чудеса Казанской иконы», «Благовещение» и «Рождество», в конхе «Вседержитель», в апсиде вселенские святители. Т.А.Рутман, Т.Е.Казакевич
| |