| Церковь Спаса на Сенях в Ростове
Церковь Спаса на Сенях была возведена в 1675 году и являлась домовой церковью ростовских архиереев. Возведена на высоком подклете, оригинальна своим восмискатным покрытием. Необычен единственный в своем роде интерьер церкви с аркадой, опирающейся на золоченые столбы. Вход в церковь ведет с большого гульбища, соединяющего храм с бывшими жилыми покоями митрополитов. Стенопись церкви Спаса на Сенях в Ростовском кремле была выполнена около 1675 года ростовским попом Тимофеем и ярославскими мастерами Дмитрием Григорьевым, Федором и Иваном Карповыми. В 1893 году на средства коммерции советника В.И.Королева она была поновлена пятью мастерами из села Мстеры под руководством В.В.Лопакова. В 1978–1995 годах живопись Спасской церкви была отреставрирована Е.Чижовым, В.Кривоносовым, А.Корниловым, К.Грибановым, В.Власовым, В.Зякиным и др. В центральном куполе изображено «Отечество», в барабане 6 архангелов с зерцалами и пророки в медальонах со свитками пророчеств. На парусах, имеющих здесь форму креста, крупные по масштабу фигуры евангелистов. На сводах и в люнетах стен основные евангельские события. Стены разбиты разгранками на 6 неодинаковых по ширине ярусов (от 1,5 до 2 м). В трех верхних в 27 клеймах иллюстрирована земная жизнь Христа и притчи. Два верхних сюжетных яруса, начинающиеся на высоте верхней части солеи, посвящены теме «Страстей Христовых». Нижний шестой ярус орнаментальный. Он состоит из узкого фриза и широкого подзора. Цикл «Страстей « написан с большим патетическим чувством, особенно сцены «Приведение к Пилату», «Суд над Христом» и «Шествие на Голгофу». Драматизм величайших евангельских событий, в которых можно усматривать намеки на «неправедный суд» над патриархом Никоном, художники передали через величественные, полные внутренней силы и душевной стойкости образы. Одна из лучших композиций стенописи – «Страшный суд», занимающий всю западную стену. Знаменщик прекрасно справился со своей задачей, мастерски разместив на плоскости высокой стены все многочисленные атрибуты и сцены этого христианского сюжета, известные в русских иконописных подлинниках. Он построил сложную композицию по вертикали и 5 горизонтальным осям. Плавными и певучими ритмами, гармоническим распределением цветовых пятен, он добился композиционного и декоративного единства, благодаря которому картина легко воспринимается и в целом и по частям. На восточной стене изображения помещены несколькими регистрами, образующими подобие иконостаса. Основная часть иконостаса – Деисус – повторяется и на лобовой части солеи. На арках солеи крупные красные херувимы, а на ее цоколе изображения ветхозаветных праотцов. Между колоннадой солеи и алтарной преградой несколько фресок из Евангелия и Ветхого Завета. С южной стороны «История Троицы», а с северной «Зачатие Анны» и «Рождество Богородицы». В алтарной конхе «О тебе радуется». На стенах апсиды святители двумя регистрами. В верхнем ряду епископ Лев, Кирилл, Епифаний Кипрский, патриарх Герман, патриарх Никифор, Афанасий Великий, патриарх Мелентий, в нижнем ряду митрополит Иона, митрополит Петр, Леонтий папа Римский, Сильвестр папа Римский, Климент папа Римский, Григорий папа Римский, митрополит Алексей, митрополит Филипп. На западной стене «Сотворение мира невидимого». В конхе жертвенника «Христос закланный Агнец», в своде «София Премудрость Божия». В верхнем регистре апсиды «Тайная вечеря» и «Омовение ног». В апсиде Никита Столпник и архидьяконы Стефан, Роман, Лаврентий, Стратоний, Архип, Евпл, Филипп. На западной стене «Что тя наречем благодатная». В конхе и на своде дьяконника «Распятие» и «Семь таинств». На западной стене дьяконника «Похвала Богородицы». Т.Е.Казакевич
| |