| Церковь Николы Надеина в Ярославле
Находится в Народном переулке (бывший Губернаторский), 2а. Первый каменный приходский храм в Ярославле. В XVI веке на этом месте стояла деревянная церковь Благовещения. По преданию, при постройке каменного Благовещенского храма в 1620 году была обретена икона Николая Чудотворца, которую прибило к берегу Волги, как раз у места постройки новой церкви Образ Николы был перенесен в еще не разобранную деревянную Благовещенскую церковь, где от него последовали чудеса. Поэтому горожане решили строящуюся каменную церковь освятить во имя Николая Чудотворца. Пятиглавый четырехстолпный храм, окруженный с трех сторон открытой двухъярусной галереей-папертью, с восьмигранной шатровой колокольней над ее северо-западным углом был построен в 1620–1621 годах на месте деревянной Благовещенской церковь на средства богатого купца, государева гостя Епифания Андреевича («Надеи») Светешникова. Храм двухэтажный, с высоким подклетом под церковью, служившим и складом товаров Е.А.Светешникова, и усыпальницей его рода. Приделов было три: во имя Михаила Малеина (в диаконнике, с южной стороны алтаря), Александра Свирского (с южной стороны паперти) и Благовещенский (с северной стороны), вероятно, в память о существовавшей здесь некогда церкви Декоративное убранство храма лишено роскоши, пластично и выразительно. Детали убранства – аркатурный пояс, арочки и ширинки – органично слиты со стенами. Архитектурный язык церкви перекликается с современными ей сооружениями Спасского монастыря – Входоиерусалимским храмом и перестроенными тогда Святыми воротами. Храм имеет свободную асимметричную композицию, к центральному объему примыкают, кроме галерей, колокольня, крыльцо, приделы. На колокольне находилось 7 колоколов, «немецкого литья», а также «тоже немецкой работы очень хорошие ходовые часы с боем». В 1830-их годах храм был перестроен, в частности, были удалены четыре боковые главы «для облегчения сводов церковных». С 5 июля 1640 по 15 октября 1641 года стены и своды были расписаны артелью из 20 городовых мастеров, присланных Иконописной палатой Московского кремля. В состав артели входили, костромич Любим Агеев сын Елепенков, нижегородец Иван Лазарев сын Муравей, ярославец Степан Ефимьев сын Дьяконов, москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев, Андрей Мартемьянов, Никифор Ульянов, Федор и Борис Тимофеевы, а также ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайла Сидоров, Данила и Федор Ульяновы и костромичи Илья Данилов, Василий, Прокопий и Дмитрий Ильины дети Запокровские, Иван и Иван Ивановы дети Поповы и Матвей Дементьев сын Бородин. В 1695 году в связи с закладкой галереи стенное письмо на паперти «к старому вновь было приписано». В 1873 и 1882 годах росписи поновлялись клеевой техникой ярославским иконописцем Н.Кузьминым. П.И.Юкин в 1930 году раскрыл стенопись камеры под колокольней церкви, В.Г.Брюсова в 1956 году произвела расчистки фрагментов росписи паперти. Иконографическая система надеинской росписи отличается исключительным разнообразием тематики, насчитывая в своем составе около 450 сюжетных клейм. В куполе изображен Вседержитель, в барабане 8 праотцев и 12 пророков, на парусах евангелисты. На западном своде помещена иллюстрация к псалму Давидову «София созда себе дом» или т.н. «София Ярославская», послужившая прототипом для повторений в более поздних ярославских фресках. На западных столпах, разбитых на три яруса, помещены монументальные фигуры русских князей в парчовых шубах и круглых шапках, отороченных соболем. Среди них Димитрий Угличский, Василий и Константин Ярославские, а также Федор Черный с сыновьями Давидом и Константином. В верхней части столпов в медальонах представлены святые патроны царствующей династии Романовых: Михаил Малеин, Алексий человек Божий и мученица Евдокия. Стены церкви разбиты на пять ярусов. Три из них шириной по 1,8-2 м сюжетные, четвертый – орнаментальный фриз (на северной и южной стенах) и храмовая летопись, написанная вязью (на западной стене), пятый – традиционный подзор, ныне записанный орнаментом в виде перил-балясин. Четко ограниченные прямоугольными рамками, фрагменты надеинской росписи напоминают клейма икон. Порталы храма выделены особыми сюжетными композициями. На южной написаны Антоний и Феодосий Печерские, в арке «Спас на убрусе» и «Не рыдай мене, мати», на северной Зосима и Савватий Соловецкие, на западной «Троица Ветхозаветная», Иоанн Дамаскин и Епифаний Кипрский, являвшийся тезоименитым святым строителя церкви Е.А.Светешникова. Алтарь соединен с основным кубом храма тремя широкими арками. В конхе центрального алтаря изображен «Великий вход», в конхе жертвенника «Христос в потире», в своде «Малый вход», в апсиде святители в два ряда. Среди них Филарет Милостивый, небесный патрон патриарха Московского Филарета Никитича, с которым Е.А.Светешников был хорошо знаком. На в. стороне над жертвенником помещены «Страсти Христовы». В селе Благовещенском приделе, служившем домовой церковью храмоздателя Е.А.Светешникова, иллюстрированы сцены из жизни Богородицы, в т.ч. и апокрифические (например, «Вознесение Богородицы»). Роспись роспись небольшой ризничной палатки, расположенной под колокольней, иллюстрирует «Лествицу райскую» игумена Синайского монастыря Иоанна Лествичника. Оба этих цикла напоминают о реальных событиях из жизни храмоздателя и связаны с длительной борьбой ярославского посада и Спасского монастыря вокруг отмены привилегий беломестцев. В росписи паперти преобладают ветхозаветные сюжеты. В своде (начиная с западного колена) написаны «Сотворение Адама и Евы», «Всемирный потоп», сцены из «Истории Троицы», а также из жизни библейских патриархов Исаака, Иакова, Иосифа и Моисея. В своде западного крыльца расположена композиция «Падение Иерихона», в небольшом притворе при входе в крыльцо – сцены «Даниил во рву львином» и «Архангел Михаил в образе воеводы», в которой предводитель небесного воинства поражает трезубцем Сатану. Эта группа изображений аллегорически представляет победу русских войск над неприятелем и воцарение в России новой династии Романовых. Первоначальный тябловый иконостас церкви не сохранился. Величественный барочный трехъярусный резной позолоченный иконостас, как гласит предание, выполнен в 1751 по эскизу прихожанина храма первого русского актера Ф.Г.Волкова на средства, пожертвованные его отчимом купцом Полушкиным и другими прихожанами. Царские врата иконостаса представляют из себя резное изображение тайной вечери. Над их створками летящие ангелы поддерживают балдахин в виде театрального занавеса. В алтаре висит деревянная резная напрестольная сень 1636 года, отличающаяся легким, изящным силуэтом, точно найденными пропорциями, тонкой резьбой. В 1930 году церковь закрыта и передана в ведение музея. Теплый храм в честь Рождества Иоанна Предтечи с приделом во имя Макария Унженского с южной стороны алтаря был построен в XVII веке на средства купца Никифора Петровича Холщевникова. Он был также двухэтажным. В 1836 году главы над церковью и приделом были сняты и заменены полусферическим куполом, а вход в церковь перестроен в классическом стиле и украшен колоннами. Иконостас в храме был резной двухъярусный золоченый, с иконами «большею участию новой кисти». Вся теплая церковь была расписана стенным письмом. Под приделом преп. Макария был захоронен строитель храма Н.П.Холщевников. Теплый храм снесен после 1931 года. Николо-Надеинскому храму принадлежала находящаяся к юго-западу от него часовня, построенная в 1870 году на средства ярославских купцов Петра Алексеевича Ерыкалова и Семена Дмитриевича Чарышникова по проекту губернского архитектора И.Ф.Яровицкого. В ней находилась написанная на фрагменте каменной стены икона Толгской Богоматери, перенесенная сюда из разобранной в 1823 году Семеновской башни Земляного города. Часовня обогревалась изразцовой печью. Казакевич Т.Е., А.Ш.
| |