| Церковь Дмитрия Солунского в Ярославле
Находится на ул. Б.Октябрьская (бывш. Рождественская), 41. Два отдельных каменных храма. Холодный, в честь Смоленской иконы Богоматери Одигитрии, построен в 1671-1673 годах«заботами священника Иоанникия» на месте старой деревянной церкви, разобранной в 1645 году. На его сооружение, как явствует из грамоты царя Алексея Михайловича, было использовано 100000 кирпичей, оставшихся от постройки каменных башен земляного вала в Ярославле. В храме было освящено три придела: на правой стороне алтаря во имя Великомученика Дмитрия Солунского, на левой стороне во имя Великомученика Георгия Победоносца, и в паперти в честь девяти мучеников Кизических. В архитектурном отношении Дмитриевская церковь являет собой образец двухстолпного храма в ярославском зодчестве XVII века. Около 1700 года к церкви была пристроена небольшая паперть. Первоначально церковь имела пятиглавое завершение, но в 1830-х четыре боковые главы были разобраны. Тогда же со стороны западного входа было пристроено небольшое крыльцо, выдержанное в классицистическом стиле. Колокольня у северо-западного угла ц. имеет форму приземистого шатра, покоящегося на массивном четверике. В 1686 году храм был расписан. Автором росписи был, по-видимому, выдающийся ярославский знаменщик Дмитрий Григорьев Плеханов. Стенопись сильно пострадала после губительного поновления в 1859 году артелью Е.К.Дьяконова. Тематика росписи, состоящей в целом из 186 сюжетных клейм, ограничена сценами из Евангелия и акафиста Богородице. В куполе барабана «Вседержитель», между окнами 8 пророков в рост, на парусах евангелисты. На западной лобовой части паруса «Спас на убрусе». Северная и южная стена разделены разгранками на 6 ярусов. Четыре верхние из них сюжетные (их ширина 1,5 м), пятый (2 м) – орнаментальный и шестой – подзор. Два нижних яруса записаны в XIX веке масляной краской. В люнетах южной стены помещены композиции «Похвала Богоматери» и «Брак в Кане Галилейской», в люнетах с. – «Сошествие Святого Духа» и «Изгнание раба с брачного пира». Во втором ярусе 10 картин, иллюстрирующих земную жизнь Христа и притчи. В третьем и четвертом ярусах росписи воплощена храмовая тема. Здесь расположены 24 клейма торжественных песнопений - кондаков и икосов из Акафиста Богородице. Это единственный акафистный цикл в ярославских стенописях XVII века. На откосах окон по три медальона с полуфигурами святителей, мучеников и преподобных. В замковых арках эмблемы Христа и ангелов. Всю западную стену занимает монументальная композиция Страшного Суда, где очень выразительны фигуры «немцев», осужденных на «муку вечную». Особое благородство стиля и совершенство пропорций отличают хорошо сохранившуюся живопись алтаря. В центральную алтарную конху вписана совершенная по рисунку и нарядная по цветовому строю композиция «О тебе радуется», являющаяся одной из лучших интерпретаций этой темы в ярославских фресках. Оформление жертвенника, где располагался придел Георгия Победоносца, и диаконника (придел Дмитрия Солунского) сходно между собой. В конхе Георгиевского придела изображена Богоматерь в образе Царицы небесной, а в конхе Дмитриевского придела «Похвала Богоматери». В обеих апсидах написаны преподобные в рост. Их подбор напоминает о вселенской роли Русской Церкви. Наряду с греческими святителями здесь изображены основатели крупнейших русских монастырей: Авраамий Ростовский, Макарий Желтоводский, Савва Звенигородский, Сергий и Никон Радонежские и др. Житийные циклы, посвященные воинам-мученикам Георгию и Дмитрию, ограничены в каждом приделе четырьмя крупными композициями, занимающими свод и стены. Крупный масштаб фигур, их четкая объемная моделировка, тонкая проработка ликов и орнаментов, органическая взаимосвязь с формами архитектуры – все это выдает руку очень большого мастера. Теплый одноглавый храм во имя Похвалы Богородицы с завершением в виде большого купола построен в 1749 году на средства прихожан. Он был расписан и имел двухъярусный иконостас. Интерьер храма не сохранился. Закрыта церковь Дмитрия Солунского в 1929 году. В 1991 году церковь Похвалы Богородицы возвращена Русской Православной церкви. Казакевич Т.Е., А.Ш.
| |