| Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском
Троицкий собор Данилова монастыря расположен в южной части Переславля-Залесского на невысоком холме близ дороги на Москву. Он построен в 1530–1532 годах повелением великого князя Василия III и княгини Елены Глинской в благодарность за рождение сына Ивана, будущего царя Ивана Грозного. Крестины наследника состоялись в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря в 1530 году, где для спасения от будущих бед новокрещенный младенец Иоанн был положен «на прах преподобного Сергия». Крестный отец Грозного преподобный старец Даниил Переславский в том же году заложил в Переславле новый каменный собор Святой Троицы с приделом в диаконнике во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Для выполнения великокняжеского заказа был вызван лучший зодчий Ростово-Ярославской епархии Григорий Борисов. Собор построен по типу четырехстолпных трехапсидных одноглавых храмов. Несмотря на небольшие размеры, он просторен и хорошо освещен прямоугольными окнами с южной, западной и восточной сторон. В 1660 году с северной стороны к собору был пристроен придел, поставленный над гробом основателя монастыря преп. Даниила (умер 1540 г.), открытие мощей которого состоялось в 1652 году. В 1662 году к десятилетию этого события келарь Савва заказал за 300 рублей роспись собора, к работе, над которой был привлечен один из лучших иконописцев XVII века Гурий Никитин Кинешемцев. В иконописную дружину Гурия Никитина входил его друг и помощник Сила Савин и костромские иконописцы Емельян Пушкарицын, Леонтий Емельянов, Петр Дунаев, Григорий Григорьев Попов, Симеон Павлов. Закончить роспись в 1662 году товарищам Гурия Никитина не удалось. Были расписаны только глава и закомары. Гурий Никитин с костромичами был отозван в Москву для росписи Архангельского собора Московского Кремля. В 1664 году он писал стенопись в Государевой палате. И только по царскому указу от 18 мая 1668 года ему удалось вернуться в Переславль и завершить роспись уже при игумене Антонии и келаре Иакове. Стенопись Троицкого переславского собора принадлежит к лучшим достижениям русского монументально-декоративного искусства XVII века. Это древнейшие и наиболее ценные росписи в городе. В куполе поясное изображение «Христа Вседержителя» со сжатою десницею, между окнами барабана 8 архангелов в рост, над окнами 8 херувимов. В основании барабана в круглых медальонах 4 пророка и «Спас на убрусе», поддерживаемый летящими ангелами. На парусах евангелисты. На восточной алтарной подпружной арке архангелы Михаил и Гавриил, держащие в руках померкнувшие солнце и луну. На остальных подпружных арках апостолы, а также вселенские и ростовские святители. На восточном своде центрального нефа композиция «София Премудрость Божия», на западном своде «Воскресение с Сошествием во ад». На восточном своде южного нефа погрудное изображение Иоанна Предтечи, на центральном «Благовещение», на западном «Рождество Христово». На восточном своде северного нефа «Богоматерь Знамение», на центральном «Рождество Богоматери», на западном «Вознесение Христово». На четырех опорных столпах собора 48 изображений святых мучеников, святителей и преподобных в рост, среди них «Макарий Калязинский», «Иаков епископ Ростовский», «Варлаамий Хутынский», «Стефан Пермский», «Даниил Переславский», «Сергий Радонежский», «Федор, Давид и Константин Ярославские». Стены собора разделены на 5 ярусов, включая люнеты. В люнетах и трех верхних ярусах южной и северной стены изображена «История Святой Троицы», в ней сцены из жизни Авраама и Лота (всего 2 сцены). Всю западную стену и нижний ярус южной и северной стены занимают иллюстрации к Апокалипсису (31 сцена). В конхе центрального алтаря «Новозаветная Троица» на херувимском престоле. Обращает на себя внимание строгая продуманность и цельность росписи Троицкого собора. Гурий Никитин выступил здесь как создатель великого монументального искусства второй половины XVII века. В петровское время (с 1682 по 1689 гг.) большие вклады в Троицкий собор делаются известным дипломатом, русским послом в Стокгольме князем Иваном Петровичем Барятинским. В их числе драгоценные предметы церковного обихода. Барятинский постригся в монастыре под именем старца Ефрема. В 1689 году, в год пострижения Барятинского в монахи, костромские мастера пристроили к собору за 670 рублей шатровую колокольню с часами. В 1714 году по указу Петра I был сделан новый барочный иконостас собора. Его выполняли переславский резчик Яков Рощиков и столяры Горицкого монастыря Михайла Савельев сын Зарод. Иконы для иконостаса были выполнены иконописцами Переславля-Залесского Алексеем Логиновым Казариновым и Иваном Епифановым Ратмановым. Иконостас петровского времени не сохранился. В 1796 году с западной стороны к собору пристроена паперть, которая несколько нарушает целостность ансамбля собора и колокольни. В 1836 году живопись Гурия Никитина в соборе была возобновлена клеевой техникой, в 1888 году был обновлен иконостас северного Даниловского придела, а сам придел украшен масляной живописью. 23 января 1923 года Троицкий Данилов монастырь был упразднен. В соборе было устроено хранилище икон. В 1939 году была разобрана западная паперть. В годы войны в монастыре размещался военный лагерь. В 1954 году собор освобожден из-под склада воинской части и передан музею. В 1966-1967 годах под руководством архитектора И.Б.Пуришева на соборе ремонтирована кровля, реставрирован барабан, маковица и крест главы, осыпавшиеся участки живописи XVII века получили бортовое укрепление. В 1986–1987 годах бригада художника-реставратора Е.А.Чижова при участии искусствоведа И.А.Ивенской провела обследование и частичную расчистку живописи собора. Т.Е.Казакевич
| |