| Собор Бориса и Глеба Борисоглебского монастыря
Собор воздвигнут зодчим Григорием Борисовым на месте одноименного храма в 1522-1524 годах в московских традициях (четырехстолпный одноглавый храм, простые и ясные формы, лаконичный асимметричный силуэт, шлемовидный купол, щелевидные окна). Собор делают зрительно выше сужение кверху объемов основного куба и барабана, расширение кверху средистенных лопаток и др. Собор Бориса и Глеба на протяжении четырех столетий своего существования переписывался несколько раз: в XVII веке, в 1783, 1842 и 1912 годах. Каждая последующая реставрация не щадила предыдущих слоев живописи. Ее часто сбивали со стен, подготавливая всякий раз новый, наиболее прочный и удобный грунт. В 1956 году архитектор Б.А.Огнев, разобрав позднюю кирпичную закладку центральной алтарной ниши, обнаружил в ней орнамент конца XVII века из крупных стилизованных побегов на охряном фоне. В раскрытом аркасами стены, там, где находится гробница основателей монастыря Федора и Павла, Огневым была обнаружена интересная композиция, датируемая концом XVII века. В углублении ниши изображены Спас Оглавный, патроны монастыря Борис и Глеб и коленопреклоненные Федор и Павел, а на арке – отец Бориса и Глеба, князь Владимир Святой и Леонтий Ростовский. В 1783 году при настоятеле монастыря архимандрите Варлааме интерьер собора был переписан клеевыми красками, а в 1842 году вторично поновлен в той же технике « собственным коштом и иждивением архимандрита Платона». Последняя реставрация собора проводилась в 1912 году (к 300-летию дома Романовых) под наблюдением специальной комиссии во главе с Н.В.Султановым. Артель художника Ф.Е.Егорова расписала собор маслом в «русско-византийском стиле». Многие композиции исполнены по рисункам В.М.Васнецова. Иконографическая система росписи не следует древним канонам. Роспись состоит из больших композиций, помещенных в богато орнаментированные рамы из крестов, кругов и стилизованных побегов, в пестрой цветовой гамме которых в изобилии использовано золото и серебро. В куполе «Вседержитель», в простенках барабана между окнами 8 архангелов с зерцалами, в нижней части барабана 12 апостолов в кругах, на парусах евангелисты. На 5 сводах иллюстрированы «Дни творения». На столбах фигуры русских князей: Владимира, Бориса, Глеба, Александра Невского, Федора, Давида и Константина Ярославских. На стене вверху «Неопалимая купина» и «Успение», внизу «Собор Святой Отец». На стене вверху «Преображение», внизу изображены 2 вселенских собора (Халкидонский и Константинопольский). На северной стене вверху «Воздвижение креста» и «Видение Иеремии», внизу «Нагорная проповедь». В конхе центрального алтаря Христос в одеждах иерея и 7 апокалипсических старцев с коронами и светильниками. На стене между окнами «Положение во гроб» и «Воскресение». Над горным местом 12 апостолов в рост и два ангела с рипидами. В своде центрального алтаря «Невидимое око». В конхе дьяконника «Спас на убрусе», на стенах: Авраамий, Игнатий, Иаков, Леонтий и Исайя Ростовские, а также Митрофан Воронежский и Серафим Саровский. В конхе жертвенника «Богоматерь Знамение» с ангелами, на стенах московские митрополиты: Петр, Алексей, Филипп и Иона, а также Арсений Тверской и Иоанн Новгородский. На заалтарных столбах три вселенских святителя, Николай Чудотворец, патриарх Ювеналий, Кирилл и Мефодий и Феодосий Черниговский. Шестиярусный вызолоченный червонным золотом иконостас собора, отреставрированный в 1912 году Иваном Звонаревым не сохранился. В углу собора располагается деревянная, чеканной медью рака с мощами основателей монастыря Феодора и Павла. Посеребренная поверхность раки украшена характерным для XVII века ковровым орнаментом, состоящим из цветов гвоздики и виноградных гроздьев. На боковых стенках раки десять позолоченных круглых чеканных медальонов, на двух из них сохранилась летопись с указанием, что рака исполнена «при патриархе Иосифе». Из борисоглебского собора происходит уникальный памятник древнерусского шитья начала XVII века, т.н. «Знамя Сапеги» (165, 5 х 180, 5; ныне в ГТУ), связанный с деятельностью Иринарха Затворника Борисоглебского. На знамени серебром и шелком вышиты Саваоф в облаках, Архангел Михаил с мечом и зерцалом и коленопреклоненный Иисус Навин. Сцена изображает тот момент, когда Архангел приказывает знаменитому полководцу снять обувь, так как земля, на которой тот стоит, свята. Наложенные с большим искусством серебряные нити прекрасно передают блеск стали на доспехах персонажей, очень тонко контрастируя с развевающимся синим плащом Архангела. Т.Е.Казакевич
| |