| Никитин Г.
Гурий Никитин (1620 г. (по др. св.1625)-1691 гг.) – выдающийся художник II-ой половины XVII века. Известен как мастер фресковой живописи, иконописи и миниатюры. Родился в семье костромского посадского Никиты Григорьева Кинешемцева (умер 1655 г.) и его жены Соломониды. Биографические данные о Никитине скупы и отрывочны. Вероятно, обучался иконному мастерству у костромских мастеров. На протяжении всей жизни не был женат. Впервые как иконописец упоминается в 1659 году, однако, по-видимому, начало периода его творческой деятельности относится к концу 1640-х – началу 1650-х годам. В 1660 году получил аттестацию иконописца первой статьи в Оружейной палате, но не был зачислен в царские жалованные иконописцы. В 1660-х – 1680-х годах возглавлял костромскую иконописную школу. Наиболее раннее известное произведение Никитина – письмо створок складня иконы «Богоматерь Казанская» (1656/62 гг., КОИАМЗ). В первую очередь Никитин прославился как первоклассный монументалист, один из лучших в русском искусстве XVII века. Неоднократно вызывался в город Москву для выполнения самых ответственных заказов. Документально подтверждено его участие в составе, а затем во главе артели костромских иконописцев в росписях Крестовоздвиженского собора в Романове-Борисоглебске (1650-е гг., 1672, 1676 гг.), Архангельского собора (1660, 1666, 1668 гг.) и Успенского собора (1660, 1666 гг.) Московского кремля, Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле (1662, 1668 гг.), церкви Григория Неокессарийского в Москве (1668 г.), ростовского Успенского собора (1670-1671 г.), собора Богоявления в Костроме (1672 г.), церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680-1682 гг.), Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме (1685 г.), Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (1689 г.). Анализ стиля росписей позволил пополнить этот список еще рядом храмов, в частности, церковью Воскресения в Ростовском кремле (1675 г.), церковью Троицы в Никитниках в Москве и др. Монументальные росписи составляют главное содержание творческого наследия Никитина. Одна из особенностей мастера проявляется в принципиально различном отношении к сюжетам канонически-догматическим и к композициям повествовательным. Строго и верно следуя канонам русской иконографии в письме таких традиционных сцен, как «Ветхозаветная Троица», «Спас Нерукотворный», «Знамение», «Новозаветная Троица» и т.п., художник смело действует в духе импровизации там, где сюжет не столь жестко регламентирован и допускает более вольную трактовку, где темами изображения являются событие, действие, рассказ. Примером этому могут служить фрески Троицкого собора Данилова монастыря в городе Переславле, где при разработке цикла Апокалипсиса и др. циклов росписи мастер во многом творчески переработал материал, послуживший для изографов в качестве образцов, например, гравюры Библии Пискатора. Троицкая роспись в городе Переславле была наиболее ранней из известных работ костромской иконописной артели, где Никитин выступал в качестве руководителя. В 1670-х годах, во время росписей храмов Ростовского кремля, он уже с полным правом занимал ведущее место знаменщика в артели, хотя в ее состав, объединивший лучшие в то время силы иконописцев городов Костромы и Ярославля, входили такие талантливые и опытные мастера, как ярославцы Севастьян Дмитриев и Дмитрий Григорьев. В воскресенских фресках ярко проявилось дарование Никитина как незаурядного колориста, достигающего замечательных цветовых эффектов из небольшого количества красок. Необыкновенной красоты достигла палитра художника в росписях церкви Ильи Пророка в городе Ярославле, в изысканных сочетаниях изумрудно-зеленого и золотисто-охряного цвета в пейзажной живописи, соседствующих с бело-розовыми, зеленоватыми и светло-желтыми палатами; в одеждах преобладают разнообразные оттенки перламутрово-розового цвета, зеленого, а также голубца и охры. Ильинские фрески оказали большое влияние на иконографию более поздних русских стенописей. Композиции, созданные Никитиным, свидетельствуют о том, что художник никогда не искал в декоративности самоцели, главное внимание он уделяет характеристике образа, значимости изображаемого события. Его искусству свойственны эпическая монументальность, величие и духовность человеческих переживаний. Умение создать образ большой внутренней силы, высочайшее мастерство и непринужденность исполнения – все эти черты характерны для художественной манеры выдающегося мастера. Оставаясь в первую очередь художником-монументалистом, Никитин в совершенстве владел мастерством иконного письма. Он нередко привлекался к выполнению самых ответственных заказов, в т.ч. и для царского двора. В иконах мастера отмечается четкость построения композиций, лежащая в основе монументальных росписей. Никитину - иконописцу было присуще редкое чувство пластики, умение мыслить пространственными построениями, строить фигуру в движении. Хотя он не подписывал своих произведений, с его именем может быть связан значительный круг произведений иконописи городов Костромы, Ярославля и других городов последней четверти XVII века. Таковы, например, праздничные иконы «Рождество Богородицы», «Рождество Христово» и «Преполовение» из церкви Ильи Пророка, «Кирик и Улита» (все ЯХМ), а также написанная в 1686 году для церкви Федоровской Богоматери в городе Ярославле икона большого размера «Вседержитель на троне» (ЯХМ). Икона представляет собой выдающееся произведение древнерусской живописи. Образ полон величавого спокойствия и исполнен внутреннего достоинства. Тончайше проработанный лик Христа чуть тронут подрумянкой. Письмо одежд Христа отмечено изысканной лепкой драпировок золотом и характерных для Никитина прихотливых «вихрящихся» складок. С редким чувством ритма написаны фигуры ангелов с орудиями Страстей Господних в верхних углах иконы. Непревзойденный мастер стенописи, иконного письма и миниатюры, один из последних великих художников древней Руси, Никитин увековечил свое имя в истории русского искусства. А.Ш.
| |