| Игнатий
Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов) (6.2.1807 г., село Покровское Грязовецкий уезд Вологодской губернии - 30.4.1867 г., Николо-Бабаевский монастырь), епископ Кавказский и Черноморский, духовный писатель. Родом из богатой дворянской семьи. С молодости стремился к монашеству, однако, не встретил понимания среди близких. В 1822-26 годах учился в главном военно-инженерном училище в Санкт-Петербурге. Был вхож в дом президента Академии Художеств Алексея Николаевича Оленина, где встречался с литераторами той эпохи (Пушкиным, Гнедичем, Крыловым) и читал свои светские сочинения. Но сошел с пути литературного сочинительства в поисках религиозного предназначения. По окончанию училища вновь выразил желание уйти в монастырь, которое, однако, осуществить не удалось из-за сопротивления семьи и ввиду отказа императора уволить его в отставку с военной службы. Был направлен на службу в Динабургскую крепость, где вскоре заболел и в ноябре 1827 года получил увольнение. Определившись в Александро-Свирский монастырь, оказался под началом отца Леонида (Наголкина), в будущем оптинского старца. В 1829 году перебирается в Вологодский край, странствуя по монастырям. 28 июня1831 года принял монашество. Служил настоятелем в Пельшемском Лопотове монастыре (1833-34 гг.), затем настоятелем в Троице-Сергиевой пустыни на берегу Финского залива. Совмещал суровую аскезу с духовной помощью мирянам. По болезни в 1847 году получил годичный отпуск, который провел с Николо-Бабаевском монастыре под Большими Солями. В 1857 году назначен в Ставрополь епископом Кавказским и Черноморским. По личной просьбе уволен на покой в Николо-Бабаевский с октября 1861 года. Здесь посвятил себя религиозному творчеству, вел обширную переписку по духовным вопросам, способствовал благоустройству обители, врачевал окрестных крестьян. Игнатий - автор аскетико-богословских сочинений в традиции старца Паисия Величковского о правилах и пути духовного самосовершенствования, о способе и процессе «перерождения страстного, плотского, ветхого человека (Еф. 4.22) в нового». Обобщил и изложил учение Церкви о борьбе с грехом, о возрождении человека путем покаяния и молитвы, о взаимодействии его с миром ангелов и падших духов. Изучив святоотеческий опыт, лично его осуществил, испытав на себе практику много делания и ее последствия. Учение Игнатия предназначено для «людей последних времен», эпохи отступления от истинного богопочитания (апостасии). Своими сочинениями он стремится наставить тех, кто не имеет духовного руководства в жизни. В 1988 году на Поместном соборе канонизирован. Мощи находятся в Спасском храме Толгского Введенского монастыря. Память - 30 апреля. Ермолин Е.А.
| |