в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Авраамий
Адриан
Азанчевские-Азанчеевы
Аксаков И.С.
Александр Ярославич (Невский)
Арсений
Арсений
Арсеньев Ф.А.
Артынов А.Я.
Афанасий
Барщевский И.Ф.
Батюков И.П.
Безобразов А.М.
Белоногов И.М.
Берендтс Э.Н.
Бирон Э.И.
Богданович А.Е.
Богданович М.А.
Борис Владимирович
Буренины
Бутурлин А.П.
Бухарев А.М.
Бушковы
Бычковы
Вахрамеев И.А.
Вахрамеевы
Верхотуров Н.И.
Виноградов С. А.
Владимиров И.
Волков Ф.Г.
Воротилов С.А.
Гладков Н. А.
Голицын М.Н.
Головщиков К.Д.
Голохвастовы
Гомилевский М.И.
Дерунов С.Я.
Димитрий
Димитрий
Дмитриев С.
Дмитриевский И.А.
Дорофей
Достоевский А.М.
Дружинин Н.П.
Дунаевы
Дьяконова Е.А.
Евреиновы
Евфимий
Жадовская Ю.В.
Жемчугова-Ковалева П.И.
Журавлевы
Завязошниковы
Затрапезновы
Зиновьев В.Н.
Золотаревы
Зубов Ф.
Иаков
Иванчин-Писарев А.И.
Игнатий
Игнатий
Иконниковы
Иоиль
Иона
Иринарх
Исайя
Исидор Твердислов
Капустин М.Н.
Карновичи
Карповы
Кассиан
Кекин А.Л.
Киссель Ф.Х.
Коренев Д.М.
Костров Г.В.
Крашенинников В.В.
Крылов А.П.
Крылов А.Ф.
Куимовы
Курбский А.М.
Кучумовы
Лавров Н.Ф.
Лазарев И.А.
Леонтий
Лермонтов Н.Ю.
Лествицын В.И.
Лихачевы
Ломтев Н.П.
Лыткины
Лютеры
Майков И.А.
Майковы
Мельгунов А.П.
Мизинов П. И.
Михалковы
Михеев В. М.
Морозов Н.А.
Мосягин П.В.
Мудрый К.В.
Мусин-Пушкин А.И.
Мусин-Пушкин С.А.
Мусин–Пушкины
Мыльников Н.Д.
Назарьевы-Гурьевы
Некрасов Н.А.
Некрасовы
Несытов М.В.
Никита
Никитин Г.
Никифоров А.А.
Никольский Ф.Я.
Нил
Окерблом И.И.
Оловянишниковы
Опекушин А.М.
Опочинины
Паисий
Панков Ф. И.
Паньков П.Я.
Пастуховы
Первухин Н.Г.
Петр, царевич Ордынский
Петровичев П.И.
Плеханов Д.Г.
Плешанов П.Ф.
Поздеев Н.И.
Полторацкий К.М.
Понизовкины
Прохор
Путятин Р.Т.
Романовский П. А.
Ростовские князья
Сабанеевы
Салтыков М.Е.
Салтыковы
Самуил
Санковский В.Д.
Сарафанниковы
Саренко Г.В.
Светешников Е.А.
Свиньин П.П.
Амфилохий Павел Иванович Сергеевский
Сергий Радонежский
Серебренников С.А.
Серебренниковы
Сигсон А.А.
Сильвестр
Скрипины
Слепушкин Ф.Н.
Смирнов М.И.
Смирновы
Собинов Л.В.
Соковнины
Солнцев Ф.Г.
Сопляковы
Сорокины
Спиридов Г.А.
Суриков И.З.
Сухово–Кобылин А.В.
Тарханов И.В.
Титов А.А.
Титовы
Тихомиров И.А.
Тишинин Н.И.
Трефолев Л.Н.
Трехлетов Е.В.
Трифон
Троицкий И.Д.
Тюменевы
Угрюмов Г.И.
Ульянов Н.Д.
Унковский И.С.
Устиновы
Ухтомские
Ухтомский А.Г.
Ушаков Ф.Ф.
Ушинский К.Д.
Федотовы
Филатьевы
Холмогорец С.С.
Хомутовы
Черный Ф.Р.
Чистовы
Шаляпин Ф.И.
Шаховской Д.И.
Шибанов М.
Ширяев В.Н.
Шитов С.Ф.
Шляков И.А.
Шпилевский С.М.
Штюрмер Б.В.
Шустовы
Юровы
Яковлевы
Якушкин Е.И.
Ярослав Мудрый
Промышленность и сельское хозяйство


 

Белоногов И.М.

Белоногов Иван Михайлович (1.01.1800 г., г. Романово-Борисоглебск, Ярославской губернии – 1871 г., там же), акварелист, рисовальщик, живописец.

Писал видовые пейзажи, чертил планы. Белоногов - уникальный мастер, художник-самоучка, посвятивший свое творчество родной ярославской земле, ее неповторимой красоте, воплощенной в древней храмовой архитектуре. Сведений о жизни и творчестве Белоногова сохранилось немного, почти все они дошли до нас благодаря публикациям В.И.Лествицина, ставшего первым биографом художника.

Белоногов происходит из купеческого рода. В шесть лет мальчик был отдан учиться к слепой старухе, через полгода - к дьякону для овладения письмом. Затем стал работать в лавке «сырейного товара», принадлежащей отцу. Когда отец разорился, то вместе с сыном перешел в услужение к купцу Юрину. Вскоре Юрин, довольный работой Ивана, перевел его в главные приказчики. Но тяжелый труд приказчика по скупке хлеба в городе Моршанске подорвал его силы. Бросив торговое дело, Белоногова стал заниматься ремеслом по украшению оружия, самостоятельно научившись делать золотую и серебряную насечку на ружейном стволе, резал гербовые и вензельные печати на стали и на камнях, выполнял ювелирные изделия. Так он становится ружейным мастером, затем мастером золотых и серебряных дел. Эта работа заставила Белоногова обратить серьезное внимание на овладение рисунком, необходимым для изготовления орнаментов и ювелирных произведений. Через некоторое время он перешел на черчение планов и фасадов зданий, стал «снимать виды» с натуры красками и акварелью. Новое увлечение - работа художником - перспективистом, топографом и архитектором - пришло в начале 1830-х годов.

Около десяти лет Белоногов, никому не известный, без средств и покровителей, путешествовал по Ярославской губернии, снимая виды местностей и памятников архитектуры, делая их планы. За это время он самостоятельно постиг все премудрости рисования с натуры, работы с различными материалами, чаще всего с акварелью, особенности построения видовых пейзажей и т.д. Он приобрел популярность среди местных купцов и интеллигенции, продавая свои акварели, и тем самым содержал семью. Исполнял и специальные заказы. Известен целый альбом его акварелей - «Сборник Ярославский. Материалы для истории городов и замечательных мест в Ярославской губернии с рисунками. Собранный С.Серебрениковым» (ГИМ, включает 37 листов).

Творчество Белоногов получило более широкую известность за пределами губернии благодаря приезду в Романов в 1840 году чиновников из Санкт-Петербурга А.К.Гирса и Н.И.Погребова. Имея нужду в чертежах фасадов Романова и «снятия видов», во время путешествия по Ярославской губернии, по рекомендации городского головы Юрина, они познакомились с художником. После выполнения этой работы на Белоногова обратили внимание и губернские власти. Ярославский губернатор И.А.Баратынский заказал ему сделать для Двора альбом с видами ярославских древностей. Работа была высоко оценена в Санкт-Петербурге. За нее Белоногову были пожалованы золотые часы от Императора. Министр внутренних дел Л.А.Перовский вызвал его в столицу и предложил за казенный счет ехать за границу для совершенствования мастерства. Но по семейным обстоятельствам Белоногов не смог принять это предложение. Будучи в Санкт-Петербурге, Белоногов исполнил виды города и окрестностей: Шлиссельбурга, Свеаборга, Гельсингфорса.

Вся жизнь и творчество Белоногова были связаны с Романовым и ярославским краем. Только еще один раз, в 1853 году он покинул его пределы, когда вместе с помещиком Шевичем совершил путешествие на юг России - в Крым, откуда привез виды городов Харькова, Новомосковска, Алупки, Балаклавы. В последнее десятилетие жизни Белоногов стал терять зрение, но продолжал работать, писал вывески, слесарничал, сочинял стихи.

Расцвет творчества Белоногова приходится на середину XIX века. Самая ранняя из известных работ подписана 1833 годом: «Вид Романова-Борисоглебска» (ГИМ). В ней творческая манера художника еще только складывается. Но уже в произведениях 1840-1850-х годов видно, как он настойчиво постигает все премудрости мастерства, из самоучки становясь профессионалом. Виды городов и планы зданий точны, выполнены очень аккуратно, буквально с ювелирной скрупулезностью, в характерной, немного суховатой архитектурной манере, позволяющей четко и ясно передавать формы зданий. Его акварели отличаются легкостью и прозрачностью, нежным колоритом, в котором преобладают голубая, зеленая и охристая краски. Б. понимает и ценит красоту архитектурных памятников, их взаимосвязь друг с другом и природой. Это самобытный и талантливый художник, рожденный запечатленной в камне красотой. Неоценимо значение его творчества для изучения художественной культуры прошлого края, древних храмов, составляющих неповторимый облик старых русских городов - Ярославля, Романова-Борисоглебска, Рыбинска, Ростова, Углича. На сегодняшний день известно более 100 произведений Белоногова, в большинстве это акварели. Они находятся в разных музеях, но основные комплексы сосредоточены в ГРМ и музее Истории Санкт-Петербурга, в ГИМе (47 работ), несколько - в музеях Ярославля и области. Недавно обнаружен большой альбом Белоногова с ярославскими видами (38 акварелей) в отделе редких книг Нью-йоркской публичной библиотеки (частично опубликованы в изоиздании «Ярославль середины XIX века в акварелях Ивана Белоногова», 1998 г.).

Федорова И.Н