Дмитриевский И.А.
Дмитриевский Иван Афанасьевич (20.2.1736 г., г. Ярославль? – 1821 г., г. Санкт-Петербург) - выдающийся русский актер, театральный деятель, сподвижник основателя русского театра Ф.Г.Волкова. Фамилию Дмитриевского многие исследователи считали псевдонимом, т.к. у актера были и другие фамилии - Нарыков, Дьяконов. Отец Дмитриевского был дьяконом (позднее протоиереем) церкви Дмитрия Солунского в городе Ярославле. Судя по найденной в 1981 год метрической записи о его рождении, фамилия Дмитриевского связана с наименованием церкви Дмитрия Солунского. Сценический путь Дмитриевский начал в ярославском театре Волкова приблизительно с 1750 года. К моменту приезда Дмитриевского в Санкт-Петербург вместе с труппой Ф.Г.Волкова актеру исполнилось 16 лет. Дмитриевский был грамотен, начитан, обучался в Шляхетском корпусе, имел отличные оценки и похвалы за прилежание и усердие к учебе. Затем Дмитриевский становится одним из первых помощников Ф.Г.Волкова в деле организации и становления Российского театра. Он исполнял роли царей, героев и полководцев, занимал амплуа «первого любовника». После смерти Ф.Г.Волкова Дмитриевского называют надеждой русской сцены. Он удостоен права называться Российского театра Первым актером. В 1765 году был послан Екатериной II «для лучшего театральной науке обучения» во Францию. Во время второй заграничной поездки снова посетил Францию, Лондон, города Голландии и Германии. Соперничал с искусством знаменитых актеров Лекена и Гаррика. Природу актерского мастерства видел в синтезе «искусства и естества». В течение полувека сыграл почти все главные роли отечественного репертуара. Создал сценическую школу русской театральной игры, определившую движение русского театра. Воспитал несколько поколений русских актеров. Учеником Дмитриевского был известный русский трагический актер Алексей Яковлев. Дмитриевский был художником-просветителем, выходя за пределы придворно-аристократической культуры, стремясь нести просвещение в демократические слои общества и следуя в этом заветам Ф.Г.Волкова. Большие усилия приложил Дмитриевский, чтобы был построен театр для широкой публики, завоевал приоритетное право самостоятельного формирования театрального репертуара, обучения молодых актеров. Многолетняя и тесная дружба связывала Д. с Д.И.Фонвизиным, И.И.Новиковым, Г.Р.Державиным, И.А.Крыловым. Первым в русском театре Дмитриевский занимался искусством театральной режиссуры. В условно-театральный и приподнято-торжественный стиль спектакля в духе классицизма Дмитриевский умел внести небывалую на русской трагической сцене простоту, не боясь в трагических ролях обыденных поз и жестов. Но именно отсутствие внешней аффектации и захватывало публику. Замечательным актерским созданием Дмитриевского стала роль Синава из трагедии А.П.Сумарокова «Синав и Трувор». Подлинный триумф выпал на долю актера в роли Димитрия Самозванца в одноименной трагедии Сумарокова. Специально для Дмитриевского Фонвизин написал роль Стародума в знаменитой комедии «Недоросль». Дмитриевского называли Нестором русской сцены, патриархом русского театра. Первым и единственным и русских актеров он был избран действительным членом Российской Академии наук. Написал историю российского театра, но этот бесценный труд погиб при пожаре в Академии наук. Дмитриевский создает историю русского театра заново, но этот вариант затерялся и до сего времени не найден. Был женат на Аграфене (Агриппине) Михайловне Мусин-Пушкиной. По диапазону театральной деятельности, общественному и художественному служению Дмитриевского можно сравнить с великим реформатором русского сценического искусства М.С.Щепкиным. М.Г.Ваняшова
|