| Холмогорец С.С.
Семен Спиридонов Холмогорец (1642 г., Холмогоры – 1695 г.), известный иконописец XVII века. Был записным холмогорским иконником, неоднократно привлекался для работ в Оружейную палату в Москве. В 70-80-х годах XVII века Семен Спиридонов работал в Ярославле. В 1677 году вместе с другими ярославскими иконописцами Семен Спиридонов был вызван в Москву. Художникам поручили выполнить 1200 миниатюр Евангелия для Алексея Михайловича. Глава иконного цеха Оружейной палаты Симон Ушаков высоко отозвался о работе Семена Спиридонова: «иконное письмо пишет самое доброе мастерство». Но в штат Оружейной палаты Семен Спиридонов зачислен не был и вернулся в Ярославль. Стиль икон Холмогорца характеризует мастера как наследника строгановской школы. Большинство сохранившихся икон художника - житийные, с огромным количеством клейм, часто с подписью мастера и датой создания иконы. Образный строй произведений Холмогорца сродни русской народной обрядовой поэзии, расцвечивающей мир невиданными красками. Повествование в иконах Семена Спиридонова развивается с завораживающей неспешностью. Все его произведения - как бы образ Рая. Он виртуозно владел миниатюрной техникой письма, поэтому мастерство его особенно ярко проявилось в живописи клейм. Повествование в них расцвечено занимательными подробностями, действие происходит в чудесных пейзажах, дома превращены в диковинные дворцы. Замысловатый пышный орнамент украшает ткани и стены помещений. В этом прекрасном мире «живут» изящные грациозные персонажи. Видимо, эта близость к народному миросозерцанию способствовала популярности Холмогорца в Ярославле. В Ярославль Семен Спиридонов приехал сложившимся мастером в начале своего творческого пути и создал здесь лучшие свои произведения. До нас дошло 12 икон Семена Спиридонова. Его первая подписная работа датирована 1674 годом, а последняя 1687 годом. Нарядные, богато отделанные, красно-зеленые с золотом иконы северного мастера украсили интерьеры храмов Николы Мокрого, Иоанна Златоуста в Коровниках. Они как нельзя более соответствовали стремлению ярославцев создать праздничный по своему облику храм, украсить его пышным изобильным декором. Как и многие художники XVII века Семен Спиридонов использовал в качестве образца гравюры Библии Пискатора. Однако он строго и педантично соблюдал формы, созданные русской иконописной традицией. Сын своего века, мастер вводит в свои произведения сюжеты, рожденные современностью. В его иконах персонажи слушают проповеди и спорят о вере, пируют, пишут иконы, предстоят перед царем. Выразительны корабли с раздутыми парусами, плывущие то в бурных, то в спокойных водах. Образы Семена Спиридонова отмечены духовной нейтральностью. Им свойственна одинаковая, чуть задумчивая рассеянность. Почерк мастера стандартен. Творчество Семена Спиридонова выявило важнейшее явление конечного этапа древнерусского искусства: живопись все больше утрачивала духовное начало и воспринималась как набор методов и приемов. Искусство Семена Спиридонова, несмотря на изощренную сложность, несет в себе черты виртуозного ремесла. Ярославские иконописцы старательно копировали произведения Холмогорца. Прямое влияние его стиля отразилось в иконах иконостаса церкви Богоявления (конец XVII в.). Именно эта аккумуляция особенностей традиционного иконописания дала стилю Семена Холмогорца новую жизнь в ХХ веке. Она оказалась воспринятой художниками Палеха, Холуя, Мстеры - центров лаковой миниатюры. В формах виртуозного ремесла современные художники раскрывают иные темы, давая новую жизнь традициям древнерусской живописи. Иконы Семена Спиридонова хранятся в музеях Ярославля, Санкт - Петербурга и Реклингхаузена (Германия). И.П.Болотцева
| |