| Собинов Л.В.
Собинов Леонид Витальевич (26.5.1872 г., г.Ярославль - 14.10.1934 г, г.Рига, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище) - выдающийся русский певец (лирический тенор). Родился в мещанско-купеческой семье. Мать Собинова - купеческая дочь Екатерина Федоровна, урожденная Чистова. Отец, Виталий Васильевич, как и дед, Собинов, Василий Григорьевич, занимался развозом по волжским городам мучных товаров. Собиновы были выходцами из крестьян, первоначально, дед Собинова был крепостным ярославского помещика Кокошкина, затем откупился на волю. Собиновы приобрели в Ярославле, на Срубной улице (ныне улице Собинова) небольшой двухэтажный дом. В семье Виталия Васильевича и Екатерины Федоровны было пятеро детей: три старших сына и две младших дочери. Всех Собиновых отличала певческая одаренность. Мать Собинова очень любила петь старинные крестьянские протяжные песни и городские романсы. Глубокие, красивые голоса были у деда и братьев Собинова (младший из братьев, Сергей, впоследствии выступал под фамилией Собинов-Волгин). Уже в юные годы голос Собинова вызывает восхищение слушателей и признание профессионалов. В 1881 году Собинов поступает в Ярославскую мужскую гимназию, которую он заканчивает в 1890 году в числе первых учеников, с серебряной медалью. В том же году поступает на юридический факультет Московского государственного университета, где принимает участие в студенческом хоре. Во время гастролей национального украинского театра М.Заньковецкой в Москве (1891 г.) участвовал в спектакле «Сельская честь». Директор московского филармонического училища П.А.Шостаковский, послушав Собинова в опере П.Масканьи пригласил молодого певца в училище, где он занимался у педагогов-вокалистов А.М.Додонова и А.А.Сантагано-Горчаковой. Зимой 1893-94 года по инициативе Шостаковского в Москве была организована Итальянская опера, Собинов исполнил партию Арлекина в «Паяцах» Леонковалло в итальянской оперной труппе, этот успех был первой творческой радостью начинающего певца. В 1894 году Собинов окончил Московский университет и был назначен в качестве помощника присяжного поверенного к адвокату Ф.Н.Плевако. Адвокатскую, юридическую деятельность Собинов сочетал с певческой практикой. Так продолжалось до 1899 года, когда певец окончательно выбрал и определил свое призвание и назначение. В 1897 году Собинов с большим успехом дебютирует на сцене Большого театра в партии Синодала. Первые же сезоны Собинова в Большом театре приносят небывалый успех. Собинов становится ведущим солистом, к нему переходят все основные партии из репертуара лирического тенора в русских и западно-европейских операх. Выступления Собинова в партиях Ленского, Фауста, Князя («Русалка» Даргомыжского), Берендея («Снегурочка» Римского-Корсакова), Самозванца, Ромео, Вертера, Владимира Игоревича и др. приносят ему мировую славу. С триумфом проходят зарубежные гастроли Собинова в 1904-06 годах (Милан, Ла Скала, Монте-Карло, Мадрид). В 1909 году Собинов пел на сценах Лондона, Берлина, Парижа. Русская и зарубежная музыкальная критика единодушно пишет о пленительном голосе неповторимого «лучистого» тембра, о редчайшем сочетании актерской одаренности, пластической свободы, душевной грации и искусства бельканто. Создавая новые образы в опере, Собинов не ограничивался работой над вокально-сценической подготовкой партии. Он основательно и тщательно продумывал характер и особенности поведения своих героев, всегда обращаясь к первоисточникам. Собинов можно было часто видеть в магазинах антикваров, у букинистов, он разыскивал рисунки костюмов, гравюры, старинные ткани. Собинов тонко понимал поэзию и изобразительные искусства - живопись, скульптуру, архитектуру. Партия Ленского стала классическим образцом для многих поколений русских певцов. Новую интерпретацию одной из лучших своих партий - Лоэнгрина - Собинов выдвигает в одноименной опере Вагнера (премьера в Москве 1923 г.). Предшественники Собинова в этой роли акцентировали военный пыл, победный дух героя, блеск его доспехов и рыцарских лат. Лоэнгрин Собинова был поэтическим рыцарем, отважно восстающим на защиту невинно оклеветанной души. Его рыцарь побеждал противника, но великодушно сохранял ему жизнь. Особенно сильно звучала тема защитника невинных в первые революционные годы. На рубеже 20-30-х годов Собинова редко выпускали на гастроли за границу. В декабре 1930 года он дает концерты в Париже, выступая там вместе с сыном, Борисом Собиновым. В феврале 1931 году - концерты Собинова в Берлине. 27 июня 1927 года Собинов дает концерт в Ярославле, в театре имени Ф.Г.Волкова. Затем гастрольное турне по стране - Архангельск, Вологда, Челябинск, Омск, Новосибирск, Томск, Красноярск, Улан-Удэ, Владивосток. Весной 1933 года в Большом театре состоялось чествование народного артиста республики Собинова в связи с 35-летием сценической деятельности. Глубина человеческого обаяния, энергия музыкально-общественного деятеля - Собинова в 1917-18 годах был первым выборным директором Большого театра и способствовал сохранению и выживанию театра, затем снова с 1921 году возглавлял театр. В 1934 года был заместителем руководителя художественной частью Оперной студии К.С.Станиславского. Константин Сергеевич Станиславский писал С.: «Сама судьба хочет, чтобы мы опять встретились с Вами... Мы с Вами отлично поймем друг друга и поладим... Мы очень нуждаемся в таком мастере своего искусства, как Вы». В 1934 году Собинов возвращался на родину из Италии, где проходил курс лечения. Проездом остановился в Риге, где и настиг его сердечный удар. Имя Собинова присвоено Саратовской консерватории, Ярославскому музыкальному училищу, улице (бывшей Срубной, где когда-то жили Собиновы), где находится дом-музей Собинова, одному из новейших волжских теплоходов. На могиле Собинова установлен памятник (1941 г.) работы известного скульптора В.И.Мухиной. На надгробье - распростертый белоснежный лебедь, символ светлого облика замечательного русского певца. Ваняшова М.
| |