| Владимиров И.
Владимиров Иосиф (умер в 1666 г.), ярославский художник и теоретик искусства. Будучи городовым иконником городов Ярославля, Владимиров вместе с другими ярославскими иконописцами выполнял заказы Оружейной палаты по росписи стен и созданию икон Успенского собора Московского Кремля (1642-43, 1652-53 гг.), работал в Архангельском соборе (1652-54, 1660-е гг.), расписывал стены в церквях города Ростова (1659 г.). В качестве жалованного царского мастера переселился в город Москву, где работал в 1660-1665 годах знаменщиком Московского Печатного двора. Тогда же он писал иконы для церкви Троицы в Никитниках, работая по заказу ярославских купцов Никитинковых, живших в столице. Достоверно известна одна икона, принадлежащая кисти Владимирова - «Сошествие св. Духа» из церкви Троицы в Никитниках в городе Москве (около 1666 г.). Возможно, участвовал в создании икон церкви Ильи Пророка в Ярославле по заказу купцов Скрипиных. Из ярославских икон на основе стилистического анализа Владимирову приписывается «Рождество Христово» (ЯХМ). Это самая ранняя икона подобной иконографии, быстро ставшая образцом для иконописцев Ярославля и других городов. Обладая мощным творческим темпераментом, Владимиров смело и необычно решил композицию. Сложно, но логично он расположил на плоскости два десятка евангельских эпизодов. Действие бурно завихряется вокруг центральной сцены рождения Спасителя. Все полно смятения и движения. В верхней части композиции драматическая острота сменяется состоянием просветленной возвышенности. Фигуры в золотых нимбах окружают центральную сцену как торжественный хор голосов. Становление Владимирова как художника совпало с расцветом ярославского искусства в 1640-1650-х годах XVII века, когда сформировалась ярославская иконописная школа. Древнейшие самобытные местные живописные традиции и пристрастия, глубоко воспринятые Владимировым, стали основой эстетических воззрений. Все это нашло отражение в самом значительном для XVII века трактате об искусстве, написанном Владимировым в московский период его жизни. «Послание некого изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему иконописцу Симону Федоровичу» (около 1666 г.), было адресовано другу и единомышленнику Владимирову, ведущему мастеру Оружейной палаты Симону Ушакову. Особенно красноречив сам факт, что прославленный, почитаемый при дворе, признанный глава московских художников Симон Ушаков обратился с предложением написать теоретическое сочинение об иконописании - дело на Руси невиданное - к ярославскому городовому мастеру. Владимиров впервые поднимает на должную высоту личность художника и требует от мастера профессиональных знаний. В искусстве он предпочитает опираться на источники, проверенные традицией, письменные или художественные. Он призывает руководствоваться здравым смыслом и наблюдением. По его мнению, приобретать мастерство необходимо у искусных мастеров - русских и иностранных. В. считал писание грубых, неискусных икон глубоко безнравственным. Он защищал новые веяния в иконописании - появление «живоподобных» икон и спорил с сербским архидьяконом Плешковичем, не принимавшим современную живопись. Позиция Владимирова - это позиция художника - профессионала, книжного человека. В качестве аргументов он употребил в своем трактате 113 ссылок и цитат из различных авторов. В теоретических рассуждениях Владимиров оказался значительно смелее, чем в собственном творчестве. В своих иконах Владимиров оставался в границах современной ему художественной практики. Однако среди мастеров - иконописцев трактат Владимирова был весьма популярен, выдержки из него цитировали в иконописных подлинниках XVIII века. И.П. Болотцева
| |