| Сухово–Кобылин А.В.
Сухово–Кобылин Александр Васильевич (17.9.1817 г., Москва – 11.3.1903 г., Больё, Франция). Драматург, почетный академик Петербургской Академии Наук (1902 г.). Обучался на философских факультетах Московского (1834–38 гг.), а затем Гейдельбергского и Берлинского (1838–40 гг.) университетов, поклонник и переводчик Г.-В.Ф. Гегеля. По идеологическим убеждениям монархист, свято веривший в «разумную дворянскую Аркадию», в патриархальный рай прошлой дворянской усадьбы. В 1850 году Сухово–Кобылин был обвинен в убийстве своей гражданской жены француженки Луизы Симон Деманш. В ходе следствия писатель дважды заключался в тюрьму. Уголовное дело было прекращено лишь в 1857 году. Коллизии, связанные с этим трагическим событием в жизни Сухово–Кобылина, во многом предопределили материал будущих драматических произведений и точку зрения автора на них. Сухово–Кобылин – классик русской драматургии, автор трех пьес, которые он объединил в трилогию: комедии «Свадьба Кречинского» (поставлена в 1855 г., опубликовано в 1856 г.), драмы «Дело» (1856–61 гг., опубликовано в 1869 г., поставлена в 1882 г.), комедии «Смерть Тарелкина» (опубликована в 1869 г, поставлена в 1900 г.). В истории отечественной драматургии он синтезировал гоголевскую традицию «общественной комедии» и реалистический пафос социально–бытовой драмы Островского. Материалом для пьес драматурга служил не только жизненный опыт, но и реалии Ярославской губернии. Одно из родовых имений Сухово–Кобылина – село Новое – находилось в Мологском уезде Ярославской губернии (ныне село Новое Некоузского района). Он часто бывал в имении и, по свидетельству современников, хорошо знал подробности местного помещичьего быта. Установлено, что водевильный сюжет «Свадьбы Кречинского» заимствован драматургом из ярославской жизни. По свидетельству В.А.Гиляровского, «именно в Ярославском крае Сухово–Кобылин познакомился с людьми, черты характера которых он передал своим героям Муромскому, Кречинскому и Расплюеву». Об этом свидетельствует и прямое авторское указание на происхождение П.К.Муромского, одного из главных персонажей пьесы («зажиточный ярославский помещик, деревенский житель»). Даже отдельные фразы героев комедии указывают на связь с Ярославской землей, неслучайно Муромский бросает реплику: «Попробовали бы Вы похозяйничать у нас в Ярославской губернии, так другое бы заговорили. У нас агрономия нужна, без агрономии ничего не сделаешь...». Однако исторически локальный материал под пером драматурга приобретал вневременное значение. Просветитель по сути своих идеологических устремлений, Сухово–Кобылин организовал в 1871 году в усадьбе Новинскую учительскую семинарию, которая просуществовала до 1914 года, а затем была переведена после пожара в Углич. Одним из выпускников этого учебного заведения был самобытный художник Ефим Честняков. Усадебные постройки помещичьего имения Сухово–Кобылина сгорели в 1914 году, до настоящего времени сохранился лишь усадебный флигель и старый парк. Идеологическое и литературное одиночество драматурга отчасти искупалось контактом со зрителями. Сухово–Кобылин присутствовал на театральных торжествах, посвященных Ф.Г.Волкову и проходивших в Ярославле в 1900 году. Театральная жизнь драматургической трилогии (без цензурных сокращений) началась лишь в 1917 году постановкой В.Э.Мейерхольда, осуществленной в Александрийском театре. Бурдина И.Ю.
| |