| Санковский В.Д.
Санковский Василий Демьянович (1741, Украина - около 1800 г., г. Углич (?)), поэт, журналист. Учился в Киевской духовной академии, затем в Московской духовной академии, которую закончил в 1760 году и поступил в Московский университет, курс которого окончил в 1763 году с золотой медалью. В Москве сошелся с просвещенным аристократом, масоном и поэтом М.М.Херасковым, войдя в его литературный кружок. Участвовал в журналах кружка, писал стихи, переводил Овидия, Боккаччо и др. В 1764 году издавал журнал «Доброе намерение». С 1765 году служил в Камер-коллегии переводчиком и секретарем. Около 1770 года переехал в город Санкт-Петербург следом за Херасковым. Опубликовал переводы двух песен «Энеиды» Вергилия. По приглашению А.П.Мельгунова и следом за ним переехал в город Ярославль. С 1779 года секретарь Приказа общественного призрения, с 1786 года преподавал в ярославском главном народном училище Закон Божий, российскую и всеобщую историю и географию. Тесно сблизился с Мельгуновым и в 1786-87 годах редактировал инициированный им журнал «Уединенный пошехонец». После смерти Мельгунова в 1788 году служил в городе Яренске, где вступает в острый конфликт с местным чиновничеством, поскольку, будучи расправным судьей, отказывается от подношений. К середине 90-х возвращается в город Ярославль. Затем, вероятно, служит судьей в нижней земской расправе города Углича. В молодости Санковский вошел в круг просвещенной московской дворянской элиты, озабоченной состоянием общества и видящей свою задачу в борьбе против дворянского невежества и правительственного беззакония, в утверждении идеалов гражданского долженствования и высоконравственного поведения. В этом кругу идеология дворянского просветительства сочеталась с масонской мечтой о всеобщем братстве и практикой морально безупречной жизни, взаимной поддержки, милосердия и благотворительности. Эти идеи получают отчетливое выражение в поэзии Санковского, а также при издании им журналов, сначала «Доброго намерения», а потом «Уединенного пошехонца». Стихотворения Санковского разбросаны по журналам, а частью опубликованы только посмертно, в XIX-XX веках. Среди произведений разных жанров выделяются сатиры («Славная жизнь Гноримонова» и др.) и религиозно-философские медитации («На отчаянную жизнь в болезни» и др.). Воспринимая государственную службу как служение обществу, как исполнение общественного долга, Санковский в городе Ярославле активно участвует в реализации культурно-общественных проектов Мельгунова, прежде всего на поприщах образования и просвещения. Известны, в частности, его стихотворения в связи со спектаклями в домашнем театре наместника, являвшемся одним из способов просвещения местного общества. Основным же способом культурной работы стал для Санковского журнал, посредством которого имелась возможность разъяснять правила достойной жизни и приобщать читателя к возвышенно-меланхолическим переживаниям. Кончина Мельгунова меняет положение Санковского в обществе. Он теряет средства культурно-просветительской деятельности. В истории дальнейших житейских и служебных перипетий Санковского много неясного. Как бы то ни было, обременность большим семейством обязывала его к поискам заработка, а значительного духовного поприща более не представлялось. Можно предположить, что положение Санковского несколько упрочилось во время правления в Ярославле генерал-губернатора П.В.Лопухина. Ему посвящено несколько панегирических стихотворений Санковского. Конец жизни поэта и журналиста теряется во мраке неизвестности. О творчестве Санковского при его жизни то критически, то с похвалой отзывался Н.И.Новиков. С XIX века как поэт Санковский прочно забыт и имеет известность в основном как член херасковского кружка и редактор первого русского провинциального журнала. Ермолин Е.А.
| |