| Шибанов М.
Шибанов Михаил (? г, деревня Мясоедово , Переславль-Залесский уезд, Владимирская губерния - после 1789 г., Санкт-Петербург (?)). Живописец. Жанрист, портретист. Автор нескольких портретов и двух самых ранних у нас картин из крестьянской жизни. По некоторым данным Шибанов был крепостным князя Г.А.Потемкина-Таврического и сопровождал его во время путешествия Екатерины II на юг России в 1787 году. Его биография до сих пор не выяснена даже в основных параметрах: когда и где родился и умер, был ли крепостным или свободным художником. На сегодняшний день выявлено около 30 произведений художника (без вариантов), а исследования Т.В.Алексеевой, предлагают в качестве версии, подкрепленной документально, «некоторые соображения» для его жизнеописания. Автор, изучая серию портретов Спиридовых-Нестеровых, подписных и датированных художником, выяснила его связи с изображенными героями и вполне убедительно, путем сопоставления документов и опроса жителей деревень, доказала, что Шибанов происходит из крестьян деревни Мясоедово. Деревня располагается на берегу реки Нерль в 6-7 км от села Нагорье, которое в феврале 1771 года указом Екатерины II было пожаловано адмиралу Г.А.Спиридову в награду за заслуги в Турецкой войне. В селе не было крестьян с фамилией Шибанов, но в соседнем Мясоедове, приписанном к Нагорью и так же принадлежащем Спиридовым, и до наших дней сохранилось несколько семей Шибановых, предки которых давно жили здесь. В Нагорье всем управляла жена адмирала, пока он не вышел в отставку в 1774 году. В Санкт-Петербурге в 1772 году они построили собственный дом на Невском. Этим же годом датируется первая известная работа Шибанова - Портрет Алексея Спиридова, сына адмирала (ГТГ). Вероятно, Спиридовы были наслышаны о своем крепостном Шибанове, до этого уже проявившим себя по художественной части. Не исключено, что сами Спиридовы дали ему «вольную», оценив его работу живописца. В Санкт-Петербурге Шибанов написал еще три портрета Спиридовых - сыновей Матвея (1776 г., ГТГ) и Григория (1776 г., Ивановский художественный музей) и жены адмирала (1777 г., частное собрание). К 1777-1778 годам относятся портреты Александры, Варвары и Афанасия Нестеровых в детском возрасте (все в частном собрании). Надписи на холстах сообщают, что они исполнены уже в Москве. Когда были выявлены родственные связи изображенных на портретах людей, стало понятно и происхождение самых знаменитых жанровых картин XVIII века - «Крестьянский обед» (1774 г.) и «Празднество свадебного договора» (1777 г., обе ГТГ), написанных Шибановым в селе Татарове «Суздальской провинции» (ныне Владимирская область). Село принадлежало Нестеровым, а жена адмирала Спиридова была урожденной Нестеровой. В 1780-е годы Шибанов работал на фаворита Екатерины II Григория Потемкина. Его имя появляется в документах 1783-1786 годах по строительству и украшению Екатерининской церкви в Херсоне. По предположению Алексеевой, Потемкин пригласил Шибанова в Херсон, пользуясь советами художника Г.И.Козлова, выполнявшего для князя разные художественные работы. Она основывается на том, что Шибанов мог учиться у Козлова, замечая некоторое сходство композиций и колорита его жанровых картин с историческими полотнами последнего. Первое сообщение о Шибанове встречается в донесении Потемкину от 7 октября 1783 года полковника К.Гакса, ведавшего строительными делами: «Живописец Вашей светлости коностас (иконостас) работаит... Его работа всех в Херсоне удивлять будет». Эти слова и послужили основанием считать Шибанова крепостным Потемкина. Но в другом документе, датированном 8 декабря 1783 годом, читаем: «волному живописцу Михайле Шебанову, подрядившемуся зделать для соборной церкви коностас впредь на заготовление материалов 1000 р.». Во всех остальных источниках 1784 – 1786 годов, речь идет об одном художнике, который был, скорее всего, свободным живописцем, работавшем по контракту. Установив по документам, что живописные образа иконостаса принадлежит кисти Шибанова, Алексеева разыскала сохранившуюся часть (11 произведений, написанных на холсте и дереве маслом, высотой от 103 до 233 см) в Херсонском краеведческом музее, куда они попали в 1962 году после закрытия собора. Потемкин, видимо, выделял Шибанова среди других художников. Не случайно, для написания с натуры портретов Екатерины II в дорожном костюме и ее фаворита графа А.М.Дмитриева-Мамонова (оба в ГРМ) Светлейший князь вызвал в Киев в 1787 году именно Шибанова, хотя имел возможность обратиться к любому знаменитому портретисту. Последним документальным свидетельством о Шибанове является его письмо управляющему походной канцелярией Потемкина В.С.Попову от 1 января 1789 года. Кстати, и его портрет (Одесский художественный музей) художник исполнил в Херсоне в 1783-1784 годах. Что потом сталось с Шибановым, где он в последнее время жил и работал, где и когда скончался, неизвестно. Портретное наследие Шибанова и особенно крестьянские жанры свидетельствуют о высоком и незаурядном мастерстве их исполнителя. Произведениям Шибанова свойственна «манера внимательного, тонкого письма с настоящим артистизмом», они привлекают «теплотой в отношении к человеку, лишенной, однако, какой бы то ни было льстивости. Напротив, изображение отмечено честной трезвостью во взгляде на модель и подкупающей непритязательностью». Ранние портреты, представляющие фамильную галерею Спиридовых-Нестеровых, указывают на его связь с ярославской культурной традицией. При этом манера исполнения, особенно поздних работ, говорит о близости их произведениям Ф.С.Рокотова и Д.Г.Левицкого. Шибанов являлся одаренным от природы талантливым самородком, живописцем «милостью божьей». Федорова И.Н.
| |