в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Даниловский уезд
Любимский уезд
Мологский уезд
Мышкинский уезд
Переславский уезд
Пошехонский уезд
Романово-Борисоглебский уезд
Ростовский уезд
Рыбинский уезд
Углический уезд
Ярославский уезд
Ярославль
Восстановление города и начало подъема Ярославля
«Смутное время». «Золотой век» Ярославля
Развитие Ярославля в конце XVII – конце XVIII веков
Осуществление регулярного плана 1778 года
Ярославль с середины XIX по начало XX веков
Ярославская духовная семинария
Ярославский кадетский корпус
Училище девиц духовного звания в городе Ярославле
Ярославское епархиальное Ионафановское женское училище
Исторический музей – Древлехранилище
Демидовский юридический лицей
Ярославская губернская ученая архивная комиссия
Ярославские изразцы
Ярославское художественное общество
Портретная галерея Дома призрения ближнего
Ярославская иконописная школа
Ярославский литературный сборник
Сказания о Ярославских чудотворных иконах
Леонтьевское кладбище в Ярославле
Ярославский некрополь. Тугова гора
Городское самоуправление
Ярославская организация Партии Социалистов-Революционеров
Народнические кружки
Бурмакино
Великое
Гагарино
Толбухино
Диево – Городище
Еремеевское
Закоторосльные слободы
Карабиха
Курба
Михайловское
Норское
Пахма
Пятницкая Гора
Рыбницы-Новоспасское
Спасское
Стогинское
Щекотово
Гаврилов-Ям
Ушинский К.Д.
Зубов Ф.
Черный Ф.Р.
Федотовы
Филатьевы
Хомутовы
Шаховской Д.И.
Шибанов М.
Ширяев В.Н.
Шитов С.Ф.
Шляков И.А.
Шпилевский С.М.
Штюрмер Б.В.
Якушкин Е.И.
Ярослав Мудрый
Ярославские князья
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Сказания о Ярославских чудотворных иконах

Сказания о Ярославских чудотворных иконах - группа памятников специфического жанра древнерусской литературы, составляющая наиболее значительную часть комплекса местной литературной традиции XVI-XVIII веков, что является отличительной особенностью ярославской провинциальной (областной или региональной) литературы. Сказания, относящиеся к жанру «сказаний об иконах», «чудесам от икон», распространенному в древнерусской книжности в целом, повествуют о важных и памятных событиях истории края. Сказания были посвящены восьми из более чем 30 насчитывавшихся к середине XIX века в Ярославской епархии чудотворных икон.

Временем наиболее активного составления этих литературных произведений, явился XVII век – «золотой» век Ярославля, отмеченный небывалым расцветом экономической и культурной жизни города.

Одной из главных и наиболее чтимых святынь ярославской земли – иконе Богородицы Толгской – посвящено «Сказание о явлении и чудесах от иконы Богородицы Толгской», текст, которого складывался, изменялся и редактировался в течение XV-XVIII веков. Сказание – единственный источник, повествующий о времени и обстоятельствах основания одной из древнейших обитателей ярославского края – Толгского мужского монастыря. Сказание относит основание Толгского монастыря к 1314 году, однако явные противоречия в тексте произведения, (связанные с именем основателя обители – архиепископа Прохора-Трифона, – а также с обстоятельствами основания монастыря) заставляют усомниться в этой дате и отнести построение первого деревянного храма на территории обители ко времени немногим ранее середины XV в. Старейший список Сказания о явлении и чудесах от иконы Толгской Богородицы датируется временем не ранее 30-40 годов XVII века. Всего насчитывается около 100 его списков. Это свидетельствует о популярности «Сказания» о Толгской иконе, которая в середине XVII века стала известна за пределами Ярославского края. Выделяются две группы редакций Сказания, причем наиболее полными и ценными являются распространенные редакции середины XVII - рубежа XVIII веков, содержащие от 20 до 27 чудес.

Сказание о Казанско-Ярославской иконе, известное под разными названиями и в нескольких редакциях, повествует о событиях Смутного времени на рубеже XVI-XVII веков на территории Ярославского края. Икона Казанской Богоматери, явившаяся в Казани в 1579 году, с конца XVI века стала особо почитаемой на Ярославской земле. В начале XVII века она стала покровительницей династии Романовых. В Ярославле в начале XVII века прославилась икона, бывшая ранним списком с чудотворного явленного образа и написанная в 1588 году. Ко времени конца XVI - начала XVIII веков относятся «Сказания о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Тетюшах» (жителю Романова Герасиму Трофимову близ Казани в 1588 г., хроника доведена до 1603 г.) и «Сказание о принесении иконы в Ярославль и построении нового девичьего монастыря», содержащее рассказ о событиях 1608-1610 годов в Ярославле. Краткая редакция второго Сказания была составлена, как предполагается, не позднее 1613 года жителем Ярославля и очевидцем событий, с использованием документальных источников. Была составлена и пространная редакция «Сказания». Его ценность - в т.ч. в живом подробном описании разорения Ярославля и героической защиты города его жителями в 1609-1610 годах.

Особые Сказания посвящены двум спискам с прославленной иконы Смоленской Богоматери. О Смоленской иконе Богородицы Смоленского монастыря, об основании этого монастыря недалеко от Ярославля в 40-е годы XVII века как дочерней обители Толгского монастыря, о деятельности иноков Толгской обители Иоиля и Гордиана повествует «Сказание о Смоленской иконе Смоленского монастыря, что «на бору». Сказание о Смоленской иконе Богородицы Ярославского Успенского собора повествует о событиях истории Ярославля 50-ых годов XVII века, связанных с «моровым поветрием» 1654 года, и об избавлении ярославцев от этой грозной эпидемии милостью Богородицы через ее чудотворный образ.

Сказание об иконе Спаса Нерукотворного (Обыденного) содержит рассказ о пребывании в 1612 году в Ярославле второго ополчения, когда этот образ чудесно явился, во время моровой язвы, поразившей город. Впоследствии икона неоднократно помогала жителям города в преодолении различных бедствий (засуха 1613 г., пожар 1614 г., «моровое поветрие» 1654 г. и т.д.).

Сказание о Федоровской иконе Богородицы, содержит подробный рассказ о событиях, связанных с постройкой двух известных ярославских церквей – св. Николая чудотворца на Пенье и Федоровской церкви Богородицы в 80-е годы XVII века. Оно приближается по содержанию к летописи церкви и прихода и являет собой пример постепенного превращения произведения, по форме относящегося к традиционному церковному жанру, в яркий памятник посадской литературы.

К Сказаниям об иконах относится и запись чудес от иконы святого Николая в Ярославском Успенском соборе, содержащаяся в рукописи XVI века, а также более позднее по времени Сказание об иконе Богоматери из церкви Происхождения Честных дерев в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре (не ранее 1823 г.), один из списков которого сопровождается собственноручно составленными рассказами исцеленных.

Шабасова О.И.



Великая Панагия
Великая Панагия
Спас нерукотворный. Первая половина ХIII века
Спас нерукотворный. Первая половина ХIII века