| Ярославль с середины XIX по начало XX веков
Во все период своего градостроительного развития Ярославль отличался своеобразием и провинциальным колоритом. Даже заложенный в основу перепланировки города классицизм имеет неповторимый ярославский характер. И при последующем развитии промышленности, экономики, культурном росте, вплоть до ХХ века, процесс обновления Ярославля шел по пути преемственности и сохранения основных градостроительных традиций. Основные закономерности развития Ярославля в середине XIX века определились процессами нараставшего в стране политического и экономического кризиса. Сказались и Отечественная война 1812 года и Декабрьское восстание 1825 года. Ярославлю, как крупному промышленному, культурному и православному центру пришлось вынести тяготы прифронтового города. Сюда попадали с потоками раненных лучшие люди России, через город провозили сосланных на каторгу в Сибирь декабристов. Во второй четверти XIX века в Ярославской промышленности резко уменьшилось производство и сбыт в ведущей мануфактурной отрасли: в 1819 году закрыта фабрика Углечанинова, позже Гурьевых-Красильникова, в последствии обе были переданы военному ведомству под Николо-Мокринские и Вознесенские казармы. Кризис старых крепостнических производственных отношений и развитие новых производительных сил неизбежно вели к реформам. В 1840–50-е годы произошел промышленный переворот - переход от мануфактур к фабрикам. Крестьянская реформа 1861 года создала условия для развития капитализма в России. Вторая половина столетия явилась временем развития промышленного капитализма. Продолжению роста промышленности Ярославля способствовала организация в 1850-е годы регулярного пароходства на Волге и строительство в 1870-е годы Северной железной дороги (от Москвы в 1870 г., до Вологды в 1872 г. и до Костромы в 1887 г.). Ярославль становится крупным перевалочным пунктом в товарообороте страны и развитым промышленным центром. К 1870 году в городе насчитывалось около 50 фабрик и заводов. Последующий рост городского населения в XIX веке (число горожан в 1660-ых г.– 3574 чел., в 1710 г.– 16218 чел., в 1790 г.– 19297 чел., в 1853 г.– 26144 чел., в 1861 г.– 31606, в 1897 г.– 71616, в 1914 г.– 119167) обусловил потребность дополнительных площадей. Межевой план 1847 года еще изобилует садами и огородами, важнейшим атрибутом городских усадеб, а план 1834 года - дискретной застройкой отдельно стоящими домами вдоль улиц. Но уже ко второй половине XIX в. дворы уплотнялись, здания надстраивались, усадебные жилые дома сменялись доходными. Особенно в центральных кварталах. Пополнялись и расширялись торговые, питейные заведения. Мелкие лавочки скупались, после их реконструкции размещался крупный магазин, торговый дом, ресторан. Однако в целом функциональная структура города оставалась неизменной, с уплотнением сохранялось основное назначение зданий и районов. Древнее ядро города (бывший Кремль) - Стрелка - сохраняет за собой функции духовного и просветительского центра Ярославля города вплоть до событий 1918 года. В 1816 году закончена реконструкция здания Демидовского высших наук училища и, по данным 1825 года, его территория полностью благоустроена - в сторону мыса разбит сад, устроена каменная ограда, фиксирующая границы квартала - участка Лицея. Овальная соборная площадь обрамлена зелеными насаждениями вдоль тротуаров. Но уплотнение за счет застройки дворов и настроек не миновало и эту удаленную от основных магистралей древнюю часть города. Так фланкирующие Соборную площадь кварталы при сохранении дискретной застройки усадебного характера домовладения к концу XIX века изменили свой масштаб. Уплотняется застройка двора домов 7, 7а - домов Толгского подворья, строятся дворовые службы, деревянный флигель с мезонином. Главное здание усадьбы Тихомирова (д.5) - настроено 3-им этажом и перестроено в стиле «эклектика». Здание бывших Митрополичьих палат с начала XIX века передано под жительство священнослужителей Собора, во второй половине XIX века надстроено 3-м этажом. На месте ветхой Ильинско-Тихоновской церкви в 1825-31 годах возводится новый, более значительный храм в классической стилистике. В XIX веке усилилось значение Посада как административно-торгового центра города. С увеличением потребности в площадях для новых городских и губернских органов управления при дальнейшем уплотнении застройки возникают новые объекты, как в деловом, так и в других районах Посада. Но при освоении пустующих площадок планировочная структура не менялась, а лишь корректировалась. Так, пустовавшую после сноса церкви Бориса и Глеба площадку отвели под продленную трассу улице Воскресенской (Революционной) до Волжской набережной и спрямили линии застройки кварталов, отведя участки под больницу Городскому Обществу врачей. В Посаде в основном застраивались пустоты по периметру кварталов, не затрагивая садов в дворовой части. Здания магистрата, городской думы и почтовой конторы на Плац-Парадной площади перестраиваются в 1848 году в стиле позднего классицизма. Во второй половине XIX века почтовая контора переводится в здание бывшего Благородного пансиона, а в здании Гимназии устраиваются Спасские казармы. В капиталистический период развития города в полной мере определился многофункциональный характер застройки Посада. Отсутствие четких границ, смешение и перетекание функций проявилось в сохранении до начала ХХ века ярмарочного значения главной административной площади города - Ильинской. В кварталах бывшего Старого Гостиного двора, определенного генпланом как торгового центра города, на месте обветшалых лавок, вдоль торговых улиц появились новые здания. Возведены в стиле «эклектика»: 3-х этажный, с магазином дом Ерыкалова (Кирова, д.12) и по проекту архитектора И.Окерблома – 3-х этажная гостиница «Царь-Град» Дунаева (Андропова, д.5/24). В стиле модерн построены в начале ХХ века по проекту архитектора Окерблома 2-х этажные торговые ряды Пастухова (мебельный магазин Голкина, Товарищество «Проводник»), в 1911 году по проекту архитектора Раевского 2-х этажный Торговый дом Голкина и по проекту архитектора В.Г.Саренко - 3-х этажная гостиница «Бристоль» (с рестораном). Некоторые бывшие лавки Старого Гостиного двора надстраиваются: 1-этажные по ул. Ростовской (Андропова), 2-этажные в Сретенском (Депутатском) переулке, по улице Угличской. В большинстве же своем торговые ряды перестраивались и переоформлялись в модных стилях, сохраняя в основе 2-этажный объем. В начале ХХ века в северной части по улице Большая Линия (Комсомольская) отстроен новый 2-этажный торговый корпус в «ампирном» стиле («модерн») по проекту архитектора Лермонтова. В традиционно жилом районе Посада – в кварталах вдоль набережной Волги при продолжающейся застройке сохранялся первозданный масштаб и планировка классических усадеб. Только во второй половине XIX века начинают активно строиться новые жилые дома: особняки Пастухова (улицы Ильинская - Советская, д.2), Кузнецова (угол Волжской набережной и Ильинского - Советского переулка), Огнянова (Казанская - Первомайская улица, д.7) и жилые дома на улице М.Варваринской (Кедрова, дома 4, 8); дома Адольфова (улица Трефолева, д.11), Ромашова (улица Андропова, 4), Бухарина (улица Советская, д. 7). Особняки в стиле в стиле позднего классицизма вводятся по Казанскому бульвару (дома13, 15), по улице Варваринской (улице Трефолева, д. 23) и по улице Малой Варваринской (улица Кедрова, дома 5,7). Сохранившиеся после перепланировки дорегулярные усадьбы застраивались, сохраняя исторические границы и традиционную планировку. В 1840-е годы во многих церквях шатровые колокольни были заменены на классические много - ярусные (в Успенском Соборе, Спасо-Пробоинской церкви, Кирило-Афанасьевском и Казанском монастырях). Выстроены новые храмовые сооружения: в 1840-е годы – собор Казанского монастыря в стиле «классицизм», в 1880-е годы – часовня Александра Невского в «русском стиле» (архитектор Н.И.Поздеев). В «русском» же стиле в Сретенском приходе возведена новая колокольня, устроена пристройка, новая ограда и перестроен храм. Доминанта колокольни Сретенской церкви пополнила силуэт Ярославля, вписавшись точно в перспективу Б.Московской улицы – главного въезда в город со стороны Москвы. Наряду с торговой, административной в XIX веке продолжала развиваться и просветительская функция, тяготеющая к районам административных и жилых построек. Здесь находились ведущие учебные заведения города: ранее упомянутая мужская гимназия (позже - Реальное училище), в доме бывшего Розова (улица Советская, д.10) - Мариинская женская Гимназия; напротив, рядом с Городской Управой в 1906 строится Коммерческое училище в стиле неоклассицизма (улица Советская, д.17). В 1852, 1873 годах реконструировано под городское училище здание бывшего острога (Волжская набережная, д. 27). Приспособлен под Учительский институт дом Некрасовых в Ильинском (Советском) переулке, где в 1914 году разместили эвакуированный институт из Белоруссии. Новые объекты здравоохранения строились в определенной части Посада – рядом с домом Общества врачей (где в 1861 году была устроена лечебница и родильное отделение) в конце XIX века пристроены 2-этажное здание глазной лечебницы в «русском» стиле (Волжская набережная, д.1/11) и 1-2-этажная амбулатория в стиле неоклассицизма. Увеличилось количество приютов и богаделен. Под богадельни отдавались жилые дома. В начале ХХ века бывший дом Крылова и каменный 2-этажный дом Бухарина отданы Комитету по устройству богаделен имени Друженкова; дом Соболева (улица Малая Варваринская - Кедрова, д.7) сдавался Дворянскому Собранию и Опеке под приют для детей Александровского приюта, находившегося на Ильинской площадь (Челюскинцев, д.8). Из промышленных заведений на территории посада находилось лишь два предприятия: Епархиальный свечной завод, перестроенный во второй половине XIX века (улица Ильинская - Советская, д.8) и кондитерская фабрика с магазинами Кузнецова на улице Б.Рождественской (Нахимсона, д.18). В Подзеленье, в Медведицком овраге по-прежнему размещалась коммунально-складская зона с кузницами и банями. Пристани на Волге – близ Семеновского спуска, на Которосли - под стенами Спасского монастыря – у Михайлова поля. «Плавучий мост» через реку Которосль в 1899 году заменен «Американским» (из железных конструкций) мостом. В 1906 году построен железнодорожный мост через Волгу. К началу ХХ века практически вся центральная часть города была замощена. С развитием капиталистических отношений во многом усилилась функциональная значимость крупного района города Загородья, сложившегося на основе трех транзитных магистралей. Угличское направление с XVIII – XIX веков сохраняло торговый характер. Вологодское направление, «обрамлявшее» Посад с XVII века города, получило многофункциональную окраску центрального ядра города. Романовское направление (в 1890 г. здесь прошел Петербургский тракт (почтовая дорога) из Костромы) стало приобретать промышленный характер, чем обусловлено, и строительство железнодорожного моста через Волгу в 1910 году в северной части города. С пуском трамвая и проведением водопроводных, канализационных и электрических коммуникаций именно в районе Загородья были размещены их главные объекты. Самой значительной в Загородье стала центральная торговая улица Власьевская (Свободы). Разместившись между двумя площадями Власьевской (Волкова) и Сенной (Труда), улица сосредоточила в себе все основные доходные функции: разнообразные магазины, Торговые Дома, гостиницы, трактиры, постоялые дворы, ломбард, несколько кинотеатров, училище, пошивочные мастерские. Бывший комплекс шелковой мануфактуры XVIII века приспособлен и развит под центральные бани Оловянишникова. В основном сложившаяся застройка «сплошной каменной фасадой» в конце XIX - начале ХХ веков претерпевает в целом смену масштаба с 1-2-этажной на 2-3-этажную. Среди доходной (еще с начала XIX в.) застройки настроенных и переоформленных в стиле «эклектика» - гостиница «Европа» бывший дом Полякова, доходный (на 1 этаже - магазины, парикмахерская, фотография, на 2-3 этажах - квартиры в наем) дом бывший Мосягина (д.13/40), бывшая гостиница «Пале-Рояль» Каатца (д.19). Концентрация доходных функций на Власьвской, приток людей, способствовали размещению на большой рыночной Сенной площади в начале ХХ века балаганов с кинематографом и цирком, ярмарок с каруселями и пр. увеселительными сооружениями. Здесь же, как градостроительный акцент на замыкании оживленной части трассы улицы возвышалась колокольня пожарного депо в псевдоготическом стиле с элементами модерна. Улица Большая Рождественская менее оживленного характера сохранила преимущественно жилое назначение. Старые доходные дома с небольшими лавочками на 1 этаже, особняки и дворянские усадьбы лишь обновлялись. В ее центральной части к началу ХХ века выросли крупные доходные дома в стиле «модерн» - Вахромеевых и Сакина (1907 г., архитектор Лермонтов). На Угличском направлении были расположены несколько небольших пивоварней, пивной склад «Богемия» на углу Б.Рождественской (Б.Октябрьская) и Духовской (Республиканской), типография Вахрамеева (улица Республиканская, д. 57), пивоваренный завод Трехгорного товарищества в центре квартала по улице Власьевской. У истока Ершова ручья в районе прихода церкви Вознесенской разместились и такие коммунальные городские объекты, как первая городская электростанция и, с пуском в эксплуатацию одного из первых в стране трамваев, городское трамвайное депо. Следует отметить, что кольцевые направления, соединявшие все три главных радиальных направления, сохранили преобладание жилой и учебной функций, сложившихся еще в конце XVIII – начале ХХ веков. Это улицы Духовская (Республиканские), Мологская (Победы), Семеновская – Срубная – Нетеча (улица Собинова). Здесь из значительных построек пристроенные корпуса (в т.ч. с домовой церковью) к зданию Епархиального училища, корпуса Семинарии на Которосльной набережной. В Романовском направлении продолжает развиваться сложившееся еще в конце XVII века традиция комплексного строительства. Так на углу ул. Дворянской и Мологской – рядом с корпусами табачной фабрики Дунаева «кирпичного и псевдоготического» стилей – богато оформленный (по проекту архитектора Поздеева) поставлен с эклектичным декором, увенчанный шатром особняк владельца. Аналогично усадьба Вахрамеева расположена рядом с его спичечной фабрикой на углу улицы Романовской (Некрасова) и Мологской (Победы). В периферийных районах вдоль Романовской дороги сохранились обширные дворы, занятые ранее садами и огородами дворянских усадеб. Но если Кокуев и Сабанеев устроили питомник плодовых и декоративных деревьев на бывшей Дворянской (современный проспект Октября), то на месте двух больших усадеб Труновой и Некрасова были устроены Казармы (Некрасовские) Моршанского полка. Жилые массивы богатые усадьбами продолжали застраиваться в стиле «модерн». Появились новые особняки в ансамблях усадеб Кокуевых (проспект Октября, 14), Поздеева (улица Терешковой, 10) и доходные дома Кнопфа, Дунаева-Лебедева (улица Терешковой, д. 13/5, архитектор Саренко). В некотором удалении от основных жилых массивов, на окраине города к началу ХХ века сосредоточился ряд промышленных предприятий. Между набережной и Лесной площадкой - колокольно-литейный завод Оловянишникова, ректификационный завод Шубина, свинцово-белильный завод Сорокина. За городским валом завод Пегова, лесопильня Жакова, свинцово-чугунный завод Смолякова, пивоваренный завод «Северная Бавария» Адамца. Формирование северной промышленной зоны вдоль Волги объясняет и размещение здесь важного коммунального объекта - городской водокачки. После строительства железнодорожного моста стали осваиваться загородные территории за железнодорожной магистралью. В 1916 году здесь построен автомобильный завод Лебедева. В начале ХХ века романовское направление отличалось и строительством крупных учебных заведений. Это училище девиц Духовного звания (Волжская набережная, 59/2 - в «русском» стиле) и постройка городского масштаба в 1901 году – техническое училище им. Н.П.Пастухова на углу улицы Духовской и Романовской (Республиканской им Некрасова). На пересечении с Вологодским направлением - у Семеновской (Красной) площади - здание мужской гимназии (современный ЯрГУ). Направление по линии третьего – Вологодского транзита – сохранялось и развивалось в начале ХХ века, благодаря переправе из центральной части в Заволжскую, существовавшую до строительства в советский период автомобильного моста. Особенное развитие доходной и торговой функций между Угличскими направление получило в районе Б.Линии (бывшей Постоялой). Сплошная периметральная застройка претерпела много реконструкций и в целом несет определенный образ доходной части города на начало ХХ века. Из самых крупных строек городского значения на этом направлении – строительство в 1911году театра им. Ф.Волкова в стиле т.н. «московского ампира». В целом же Загородье на начало ХХ века стало выходить за пределы городского вала, и застройка развивалась в направлении железнодорожной станции Всполье (где разместились и железнодорожные мастерские, и военные полковые бараки) и вдоль Угличского тракта - новая слобода и поселок напротив Леонтьевского кладбища, вдоль Романовского тракта. Н.Гаева, Н.Землянская
| |