в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Даниловский уезд
Любимский уезд
Мологский уезд
Мышкинский уезд
Переславский уезд
Пошехонский уезд
Романово-Борисоглебский уезд
Ростовский уезд
Рыбинский уезд
Углический уезд
Ярославский уезд
Ярославль
Восстановление города и начало подъема Ярославля
«Смутное время». «Золотой век» Ярославля
Развитие Ярославля в конце XVII – конце XVIII веков
Осуществление регулярного плана 1778 года
Ярославль с середины XIX по начало XX веков
Ярославская духовная семинария
Ярославский кадетский корпус
Училище девиц духовного звания в городе Ярославле
Ярославское епархиальное Ионафановское женское училище
Исторический музей – Древлехранилище
Демидовский юридический лицей
Ярославская губернская ученая архивная комиссия
Ярославские изразцы
Ярославское художественное общество
Портретная галерея Дома призрения ближнего
Ярославская иконописная школа
Ярославский литературный сборник
Сказания о Ярославских чудотворных иконах
Леонтьевское кладбище в Ярославле
Ярославский некрополь. Тугова гора
Городское самоуправление
Ярославская организация Партии Социалистов-Революционеров
Народнические кружки
Бурмакино
Великое
Гагарино
Толбухино
Диево – Городище
Еремеевское
Закоторосльные слободы
Карабиха
Курба
Михайловское
Норское
Пахма
Пятницкая Гора
Рыбницы-Новоспасское
Спасское
Стогинское
Щекотово
Гаврилов-Ям
Ушинский К.Д.
Зубов Ф.
Черный Ф.Р.
Федотовы
Филатьевы
Хомутовы
Шаховской Д.И.
Шибанов М.
Ширяев В.Н.
Шитов С.Ф.
Шляков И.А.
Шпилевский С.М.
Штюрмер Б.В.
Якушкин Е.И.
Ярослав Мудрый
Ярославские князья
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

«Смутное время». «Золотой век» Ярославля

(конец XVI – конец XVII вв.).

Вторая половина XVI – XVII веков – время бурного развития Русского государства. Это позволило ему выйти на внешний рынок со странами Запада и Востока. Расположенный на Волге, на перекрестке важнейших путей сообщения, Ярославль активно включается во внутреннюю торговлю страны и становится крупным транзитным пунктом во внешней торговле Москвы с Западом и Востоком.

«Книга большому чертежу» конца XVI века (описание Московского государства) дает краткое описание Ярославля: «А ниже Романово-Борисоглебской слободы 30 верст, на правом берегу Волги, город Ярославль, строением церковным весьма украшен и посадами велик». Под посадами подразумевалась торгово-промышленная часть города: Земляной город и предместья.

На этот период линия загородных слобод достигает своих опорных пограничных точек развития по трем радиальным направлениям – Романовскому, Угличскому, Спасскому.

В XVI веке в секторе между сложившимися северными приволжскими Петровской и Благовещенской слободами и Романовской дорогой появляются промысловые Калашная и Железная слободы. Возникают поселения с западной стороны дороги. Церкви в этой части Загородья не только акцентируют рельеф волжского берега, обозначая места естественных спусков к воде (у оврагов церкви Благовещения, Воздвижения, Петровская и Пятницкая), но и перекрестки дорог у въезда в посад (церкви Симеона Столпника, Духовская).

В секторе между Романовской дорогой и Кондаковской слободой предположительно находились остатки древней рощи, выгонные земли и оброчные луга. В середине XVI века эта часть предместья стала осваиваться. В связи с созданием стрелецкого войска на Руси, здесь, в Загородье, вдоль границы оборонительных сооружений посада была отведена близ рощи узкая полоска земли под безогородные дворы Стрелецкой слободы. После пожара 1536 года роща стала вырубаться для восстановления деревянной застройки посада и кремля. На освободившихся участках позже и возникла срубная слобода, занятием жителей ее была заготовка срубов на продажу.

Происходит постепенное уплотнение застройки за линией земляного вала, сращиванию слобод: Богоявленской и Никитской, Никитской и Власьевской, Власьевской –Стрелецкой, Благовещенской – от рек Которосль до Волги.

Продолжала обживаться трасса первой угличской дороги, что вдоль кромки верхней террасы. Близ истока Колобина ручья, в удалении от Козьей слободки (что за Великим протоком и Никитской слободкой), во второй половине XVI века возможно уже появилась слобода Семик с церковью Владимирской на Божедомке, с кладбищем для бездомных и убогих. Вероятно, к тому времени здесь уже проходила граница городских выгонных земель. По межевым книгам начала XVII века, Никитская слобода уже в XVI века относилась к городу и называлась «посадской».

К концу XVI века вдоль кромки первой надпойменной террасы реки Которосль Спасская слобода распространилась за русло Колобина ручья. Выросла и примкнула к Киселюхе Богоявленская слободка. Объединенные трассой одной дороги и отделенные рельефом эти монастырские слободы сформировались обособленно от посадских. Храмы, расположенные вдоль трассы дороги зафиксировали местоположение слобод: Богоявленской – храмы Богоявления и Дмитрия Солунского, Спасский – храмы Николы Чудотворца и Параскевы Пятницы на Всполье.

Росту заречных слобод Ямской, Тропинской (за Которослью), Тверицкой и Худяково за Волгой способствовала близость тракта Москва – Вологда – Архангельск. Развитие промыслов (кожевенного, мукомольного, мясо-молочного) повлияло на формирование Коровницкой, Меленской, Толчковской слободам.

Фактически на конец XVI века Ярославль достиг границ, которые сохранял на начало XVIII века, но, учитывая, что слободы не сразу, а только в середине XVII века были присоединены к посаду, четкой городской черты еще не было. Однако выгонные земли уже граничили с вотчинною монастырскою землею, куда в начале XVII века уже входили Кормановское поле, деревни Чебоксарская и Мордвиновская (современный район «Пятерка») пустошь Калачиха. Состоятельность Спасского монастыря проявилась также в возобновлении в 1585 «развалявшейся» из белого камня монастырской стены.

Кремль же и посад в 1609 года имели деревянные укрепления и назывались «малый и большой острог».

Отряды паны Лисовского в апреле – мае 1609 года спалили пригородные монастыри, слободы, большой острог (посад). Подновленные же перед этим укрепления кремля и Спасский монастырь выдержали месячную осаду.

В 1612 году Ярославль – временная столица Русского государства. Здесь формируется народное ополчение Минина и Пожарского, создается правительство «Совет всея земли», монетный двор.

Подъем политического авторитета города и Спасского монастыря, выгодное географическое положение позволило Ярославлю в короткий срок отправиться от разорения. Если в городе в 1614 году около 900 посадских дворов, в 1631 году – их вдвое больше, в 1646 году– 2289, то к концу XVII века в Ярославле около 3 тыс. посадских дворов и более 15 тыс. населения. На конец XVII века в Ярославле было 20 основных отраслей ремесла, на базе которых развивается мелкотоварное производство: обработка кожи и кожевенных изделий, металлообработка, ювелирное производство, обработка льна, шерсти и производство тканей.

В XVII веке уже сложившаяся планировочная структура пополняется второстепенными улицами: радиальными (Зарядье, Колупаиха) и полукольцевыми (Срубная). При таком росте города выгоны оттесняются новыми жилыми массивами. Завершается формирование слобод, возникает необходимость фиксирования городской черты, размежевания ее с уездной и монастырскими вотчинными землями. Новая граница прошла приблизительно по линии будущего городского вала (современный проспект Ленина и Городской вал), далее через реку Которосль по Зеленцовскому ручью, оставляя в стороне Бутырки, Донскую, Пятницкую и часть Ямской слободы, – к окраине Коровников. За Волгой вместе с Тверицами городу отошла болотистая местность (предположительно, древнее русло Волги).

Возобновляются оборонительные деревянные сооружения кремля и посада. Стены и башни составляли наружный оборонительный пояс. Он охватывал город со всех сторон, включая берега рек Волги и Которосль. На рисунке середины XVII века – вид Ярославля с Волги – просматриваются городские укрепления – стены шатровыми башнями. На посаде их было 24, в кремле – 12. Проездные башни, располагавшиеся на въездах в город – со стороны Углича (Власьевская и Угличская), со стороны Москвы и Ростова (Михайловская близ церкви Михаила Архангела и Зелейная в устье Медведицкого оврага), со стороны Романова (Семеновская), со стороны Волги и дороги по бичевнику (Волжская) – традиционно имели над шатрами дозорные вышки.

Шатровые завершения имели и деревянные церкви города, их к началу XVII века насчитывалось около 40. Вместе с каменными соборами, крепостными сооружениями кремля посада и Спасского монастыря они создавали богатство силуэта города, доминируя над окружающей низкой застройкой со стороны рек. Особенно выделялся обилием доминант посад.

В период расцвета в городе на средства состоятельного купечества стали возводиться каменные церкви. XVII век – время возникновения и становления ярославской школы иконописи и храмового зодчества. Благодаря традиции возведения церквей на прежнем месте сохранился древний силуэт города. Все его доминанты четко фиксировали не только ландшафтные особенности, но и каркас планировочной структуры.

С 1635 по 1650 года Спасский монастырь на месте разбираемой каменной ограды («ветхи добре и развалилися») ставит новые стены и башни «старыя стены выше и толще гораздо и сделано ее больше половины».

Разрастаясь, Ярославль быстро отстраивался в камне. За период с 1620 года до конца XVII век сложился Ярославский тип храма, и в городе было построено 50 церквей, более 10 построек в Спасском монастыре, около 10 гражданских жилых и общественных зданий.

В 1660-е годы город начинает отстраивать на прежних местах оборонительные сооружения уже в камне: проезжие – Волгскую башни, Власьевскую, Семеновскую, Никольскую с надвратной церковью, Зелейную с противопаводковой стенкой в 20 саженей. Стены заменил вал, который был повышен за счет углубления рва. Со стороны реки Которосль берег Стрелки был укреплен «быком» длиною в 28 саженей.

Н.Гаева, Н.Землянская



Ильинская площадь
Ильинская площадь
Никитская церковь
Никитская церковь
Карта Углического уезда
Карта Углического уезда