| Ростовская икона
Иконы в городе Ростове появились при основании епископской кафедры и строительстве первых храмов в Х – ХI веках. Ранние ростовские памятники живописи, созданные в XIII–IV веках, хранятся в музеях города Москвы. В живописных произведениях этого времени отмечаются еще отголоски домонгольского искусства: «Спас Нерукотворный» из ростовской Введенской церкви, «Архангел Михаил» из Ярославля, «Троица ветхозаветная» из Ростова. Самая ранняя – двусторонняя выносная икона с изображением Богоматери Умиление – на одной стороне и мучеников Евстафия и Феклы – на другой. Живопись разновременная. Во второй половины XIII века выполнено изображение мучеников Евстафия Плакиды и Феклы. В трудные годы татаро-монгольского нашествия в Ростове продолжала развиваться культура. Ростовские епископы Кирилл, святой Игнатий, Тарасий пользовались большим духовным и политическим авторитетом. Епископ Кирилл, управляя епархией 30 лет (1231–61 гг.), неоднократно ездил в Орду по ходатайству о церковных нуждах. Будучи в Орде, он исцелил сына хана, за что хан щедро одарил его и дал ярлык, по которому ежегодная дань ростовских князей была предоставлена ростовской епископии, «в дом пречистыя Богородицы». Благодаря этому Успенский собор продолжал украшаться, при нем велось летописание. В городе основываются новые монастыри (Спаса на песках, Петровский монастырь), строятся храмы (Бориса и Глеба). При епископском дворе существовала иконописная мастерская, в которой были написаны многие иконы, лицевые рукописи. К раннему XV веку относятся Царские врата с изображением Благовещения и святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. От образов святых веет покоем и тишиной. Небольшой разворот фигур, плавность линий узких плеч, мягкая моделировка личного, чуткое отношение к колориту, построенному на тонких сочетаниях неброских тонов, все согласуется с традицией, которая бережно хранилась местными иконописцами. У ростовских мастеров было свое отношение к орнаменту. Некрупный, он смягчает цветовую поверхность, усиливая живописную игру, обогащая тональное звучание. В XV веке Ростовское княжество было присоединено к Московскому. Теснее становятся духовные связи возвышающейся столицы с Ростовом. Иконы из деисусного чина «Богоматерь», «Архангел Гавриил», «Святитель Леонтий Ростовский» созданы в последнюю треть XV века ростовскими иконописцами под влиянием столичного искусства или привезены из Москвы. Иконы из Борисоглебского монастыря отмечены высоким уровнем художественной культуры, что, несомненно, связано с богатой духовной жизнью Ростова Великого во второй половины XV века, когда ростовскую кафедру с 1468 по 1481 года возглавлял архиепископ Вассиан (Рыло), духовник великого князя Ивана III. Стилистические особенности памятников, а главное образы святых позволяют отнести создание их иконописцам, близким к кругу Дионисия. Есть предположение об участии лучших ростовских живописцев (возможно, выполнявших и деисус) в артели, написавшей иконостас московского Успенского собора, созданного по инициативе и на средства ростовского владыки Вассиана. Известно, что Ярец, один из иконописцев в артели Дионисия, был ростовцем. Преемник Вассиана архиепископ Иоасаф был из игуменов Кирилло–Белозерского монастыря. Он управлял Ростовской епископией в 1481–1488 годах. Оставив кафедру, поселился в Ферапонтове монастыре, где построил Рождественский собор, который был расписан Дионисием с сыновьями. Возможно, что и в Ростове работали живописцы круга Дионисия. Ко времени ростовского архиепископа Вассиана (Рыло) относится создание выносной двусторонней иконы «Богоматери Умиление» и «Святителя Николы» из церкви села Песошни. В иконе наиболее последовательно выражены колористические особенности ростовских икон. Иконописец использует контрастные зеленый, розовый, желтый цвета, но в тональном отношении они все близки. «Правилом веры и образом кротости» называли Николу. В этой ростовской иконе Никола – «образ кротости». В XV веке иконы с изображением апостола Андрея Первозванного встречаются очень редко. Икона ростовского музея «Апостол Андрей Первозванный» – единственная сохранившаяся из деисусного чина середины XV века. В колористическом плане икона выполнена в ростовских традициях, в самом же образе, в выражении лика можно усмотреть некоторую заостренность, что более характерно для искусства Новгорода. Появление в культуре средней Руси новгородских черт, было связано с тем, что во второй половины XV века великий князь Иван III переселяет часть влиятельных новгородцев в земли средней Руси. Другое большое переселение новгородских торговых людей в Поволжье было проведено после похода царя Иоанна Грозного на город Новгород в 1570 году. Важная особенность ростовской культуры XV–ХVI веков – ее историзм. По-новому вспоминаются первые ростовские епископы: определяются дни их празднования, возникают новые редакции жития, украшаются их гробницы. Во второй половине столетия создаются жизнеописания епископа Игнатия и Петра царевича Ордынского. В 1474 году в Успенский собор переносятся мощи епископа Исайи, открытые в 1164 году, создается первая редакция его жития. Уважение к историческому наследию сказалось в строительной деятельности. В 1411 году восстанавливается сгоревший соборный храм. В 1427 году епископом Ефремом закладывается в Ростове Троице–Сергиевский Варницкий монастырь, где по преданию стоял дом отца Сергия Радонежского боярина Кирилла. Увлеченность величием прошлого, повсеместное собирание святынь были характерными чертами русской культуры XV века. В собраниях музеев много ростовских икон, датируемых XV – XVI веками, что может быть объяснено обилием заказов на обустройство храмов и монастырей города и ростовской епархии. Ростовские иконы отличаются ориентацией на древние образцы. Следование древним традициям было во всем, начиная с обработки доски. Ростовские иконные доски тонкие и легкие, с тщательно обработанным оборотом. Чаще других пород дерева использовалась липа. Другая особенность, отличающая ростовские иконы – тонкий слой мелового левкаса. Красочный слой ростовских икон прозрачный, неровный, с просвечиванием грунта и различимостью мазков, что придает иконе особую живописность и мягкость. Существенным свойством ростовского иконописного образа святого является особая молитвенная сосредоточенность, спокойствие и созерцательность. Плавные движения, мягкие силуэты, прозрачные пробела. Исследователи отмечают у ростовских икон «чрезвычайно высокое качество живописной культуры иконописцев». Цветовые отношения строятся на тонком сочетании сближенных тонов. Просматривается внимание к синему цвету: он удивляет своим богатством, разнообразием оттенков и звучит аккордом рядом с охрой, зеленью и киноварью. В ростовских иконах чувствуется отпечаток аристократической культуры древнего духовного центра, давние традиции и солидные художественные связи. В конце XV – начале XVI веков, когда обаяние образов Дионисия было повсеместным, в Ростове, наряду с дионисиевскими влияниями, создавались иконы, незатронутые этим направлением живописи – иконы деисусного чина села Закедье, конца XV века. В деисусном чине из церкви села Гуменец использованы приемы письма, накопленные в течение нескольких веков и часто встречающиеся в ростовских иконах, отражены и знания ростовских мастеров лучших произведений столичной живописи прошлых веков. Иконы Гуменца принадлежат своему времени с его повышенным вниманием к заостренно–выразительному образу. Для гуменецкого чина характерно обращение к старым иконографическим схемам, чаще всего редкого извода. В деисусном чине селе Гуменец, кроме традиционных центральных икон, изображены святитель Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Николай Мирликийский, Афанасий Великий. Среди этих великих византийских святителей в деисусе изображен и русский святитель, ростовский епископ Леонтий, утверждавший христианство в Ростове в XI веке. Икона «Преподобный Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы» середины XVI века принадлежит к распространенному на Руси типу икон избранных святых. По краям изображены великие преподобные Русской земли: Сергий Радонежский, ростовец по происхождению, и Авраамий Ростовский – основатель монашества северо-восточной Руси. В центре представлены ростовские святители: Игнатий, Леонтий, Исайя. На полях иконы – юродивые Максим Московский и Исидор Ростовский, канонизированные на соборах 1547 и 1549 годах. Максим Московский и Сергий Радонежский составляют группу московских святых, которой вторит группа ростовских святых Авраамия и Исидора в противоположной части иконы, а между ними – три ростовские святителя. Икона написана в эпоху, когда происходило общерусское собирание всех святых, и на это откликнулся Ростов. Икона являет нам собирательный образ Ростова, его духовной истории и его связи с Москвой. О ростовских иконописцах почти ничего не известно, исключительную ценность представляют отдельные сведения о них. Известно, что в 1611 году в августе иконописец Григорий Ростовец «закончил письмом 60 икон, а в декабре того же года сделал еще 10 икон». В середине XVII века упоминается имя иконописца Федьки Васильева, который в 1651 году был приписан «из-за митрополита к ростовскому посаду». Икона «Богоматерь Казанская» в 1649 году написана ростовским попом Тимофеем, о чем сообщает надпись на обороте иконы. Это единственная подписанная работа ростовского иконописца Тимофея, участвовавшего в росписях Московского Успенского собора (1642–1643 гг.) и в церкви Спаса на сенях Ростовского кремля (1670-е г.). В городе Ростове, его окрестностях хранится богатый комплекс произведений архитектуры, монументальной живописи, иконописи, прикладного искусства, связанных с почитанием преп. Авраамия. В ростовском музее хранятся две житийные иконы Авраамия. К концу XVII века сложилась определенная иконографическая традиция изображения Авраамия. Ростовский чудотворец всегда изображался с Иоанном Богословом и крестом, который вручил ему апостол. «Явление Иоанна Богослова преподобному Авраамию Ростовскому», событие из жития ростовского святого выделилось в отдельное изображение, емкое и значительное по смыслу. Апостол Иоанн Богослов благословил христианское просвещение ростовского края через преп. Авраамия. Иконы с изображением явления апостола Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому были широко распространены в XVIII–XIX веках. Такие изображения можно встретить в произведениях ростовской финифти, гравюре, в настенной живописи. Во второй половине XVII века в Ростове в период правления митрополией владыки Ионы (1652–1690 гг.) начинаются масштабные живописные работы. Иконописцы Костромы, Ярославля, Москвы, Вологды и других городов работали в Ростове и в последующие годы, участвуя в росписях храмов Архиерейского дома (Кремля). За последние 30 лет XVII века было расписано более 10 церквей в городе Ростове и его окрестностях. В Ростове кроме живописных работ в храмах иконописцы в 1671 году писали иконы по заказу царя Алексея Михайловича на досках, присланных царем. В челобитной к царю, митрополит Иона писал: «А на иконописцев приказал я богомолец твой своему доброму старцу Варфоломею поить и кормить домовым довольно, чтоб они иконописцы по твоему великого государя указу то образное писание писали с радением неоплошно». Для храмов Архиерейского дома иконописцы писали иконы, большинство из них дошло до наших дней. В Ростовском Архиерейском доме были и свои иконописцы, и иконописная мастерская. Во второй половине XVII века в городе Ростове были и свои городовые иконописцы: Иванов Дементий, Иванов Иван, Никитин Иван, Степанов Григорий, поп Тимофей. В 1690-е годы известно 14 имен ростовских иконописцев. В XVII веке городовые иконописцы не составляли особого сословия. Ростовский иконописец Иван Иванов был садовником, Тимофей – священником, к духовному званию принадлежали Андреев Симион («священник Ростова посаду от Варниц поп Симион», «Климентьевский поп»), Иван, диакон Богословской церкви, Иван Никитин, дьячок земской избы. Иконописью занимались семьями: Степанов Дмитрий, сын Григория Степанова – тот и другой иконописцы кормовые. Ростовские иконописцы приглашались в Оружейный приказ, участвовали в росписи Архангельского собора в Москве в 1660 году Иванов Иван, Иван Никитин, Степан Григорьев. При росписи Московского Успенского собора в 1642–1643 годах находился поп Тимофей (в 1644 году он пожалован за эту работу), Иван Дементьев (учеником), Степанов Григорий. В 1661 году Иванов Андрей, Никитин Иван «находились у письма» в Набережном царском терему и Золотой палате. После смерти митрополита Ионы в декабре 1690 года при его преемнике митрополите Иоасафе (1691–1701 гг.) создание икон было более внушительное. В кафедральном Успенском соборе митрополит Иоасаф строит в 1690-е годы «иконостас резной золоченый». Иконы праздничного ряда иконостаса – это произведения мастеров Оружейной палаты позднего периода. В XVII–XX веках большое распространение получают иконы с изображением чудотворного образа Владимирской Богоматери из ростовского Успенского собора и молящихся ей избранных святых, среди которых большинство – ростовские чудотворцы. Новые иконографии в городе Ростове создавались и в XVIII–XIX веках. Изображение святителя Дмитрия Ростовского (1651–1709 гг.), канонизированного в 1757 году, со второй половины XVIII века получает широкое распространение во всех видах искусства. В России не было ни одного храма, где бы ни находилась икона Димитрия митрополита Ростовского. Иконография самого Димитрия была несколько неопределенной. Этим объясняется, что узнаваемость святого определяется изображением на иконах его келейного образа «Богоматерь Ватопедская» или четырех томов Житий святых, написанных святителем. В.И.Вахрина
| |