| Иконописцы Романова-Борисоглебска
Первые сведения об иконописцах Романово-Борисоглебска относятся к XVIII – I-ой половине XIX веков. В это время в Борисоглебской слободе работала династия иконописцев Архиповских-Агаповых. Отец - Федор Михеев Агапов-Архиповский (1746-1803 гг.) и два его сына: Василий Архиповский (1780-1849 гг.) и Максим Архиповский (1783-? гг.). Федор Михеев собрал великолепную коллекцию иконных образцов (прорисей, «снятых» образцов) (находится в собрании ГИМ). В составе этой коллекции листы мастеров Оружейной палаты XVII века, образцы с икон церкви Ильи Пророка в Ярославле, образцы с икон костромской школы. Семья Архиповских, судя по образцам, писала много икон Богоматери: Владимирской, Одигитрии, Знамения, Федоровской, Казанской; из местных - Югской, Ярославской. Широко представлена иконография Ильи Пророка и Иоанна Предтечи; ярославских святых в предстоянии иконам Толгской Богоматери, Югской, Федоровской. Фамильное дело продолжил Федор Васильевич (1817 -?гг.) и Никита Федорович, упоминаемый в 1876 году. Известны только три подписные иконы Максима Архиповского: Богоматерь Югская в Рыбинске (не сохранилась) и Исаакий Далматский с житием (1853 год, Москва, музей П.Д.Корина), «Мученик Афиноген в житии» (не сохранилась). Исследователи отмечали «мелкую живопись, артистичность выполнения, ювелирность работы» художника. Иконы Архиповских расходились от Ярославля до Рыбинска и Пошехонья. В те же годы в Романове-Борисоглебске работал Федор Калашников (1780-1844 гг.) - ученик Федора Михеева. Известны его образы «Иоанн Предтеча в рост со сценами жития», «Иоанн Предтеча поясной из Деисуса», Усекновение главы Иоанна Предтечи, Алексей - человек Божий, Богоматерь Флоренская. Занимались иконописью Андрей и Ипполит Андреевич Расоловы (?), Дмитрий Козлинский, Федор Иванович Коротков, Иван Бучин. Иконописцы Архиповские, Калашников, Расоловы (?) были старообрядцами. Романов-Борисоглебск, славившийся в XVIII-XIX веках романовскими полушубками и луком, явился в это время не только хранилищем великолепных памятников зодчества и живописи XVII века, но и достойным продолжателем традиций церковного искусства. З.Морозова
| |