| Серебряное дело Ярославля
Ярославское серебро XVII-XVIII веков выделяется среди произведений других ювелирных центров России. Искусство ярославских серебряников XVII века высоко ценилось и хорошо было известно за пределами Ярославля. Ярославские храмы представляют стилистически однородные художественные комплексы: их фасады украшают цветные изразцы, а интерьер - фресковая роспись, иконы, резные иконостасы, лицевое шитье и драгоценная утварь. Последнюю составляют кресты, дарохранительницы, потиры, дискосы, тарели, звездицы, блюда, водосвятные чаши, кадила, оклады книг, икон и др. предметы. Расцвет серебряного дела в Ярославле приходится на вторую половины XVII века. В это время здесь работали от 42 до 53 мастеров. Истоки художественного ремесла восходят к более раннему периоду, но из-за сильных пожаров, происходивших в Ярославле (особенно в 1658 г.) многие произведения до нас не дошли. Лучших мастеров чеканного дела вызывали для исполнения царских заказов в Москву. Ярославцы работали в Троице-Сергиевой лавре, Соловецком монастыре. Архивные документы сохранили имена серебряников XVII века, однако, соотнести их с прекрасными произведениями ныне не представляется возможным, из-за отсутствия клейм и процедуры клеймения изделий. Ярославские мастера серебряного дела владели различными приемами обработки и украшения драгоценных металлов. Для периода XV-XVI веков характерно было использование техники басмы и скани. Басма широко применялась в украшении окладов икон, напрестольных крестов, царских врат. Растительный узор вьющихся или переплетающихся трав, розеток цветов, плодов, вписанных в квадратную или подковообразную ячейку – основной мотив орнамента басменных изделий. Чернь и эмаль также были известны в Ярославле в XVI-XVII веков, но, начиная с XVII века наиболее излюбленным приемом обработки становится рельефная чеканка. Серебряные изделиях этого периода выделяются своеобразием - сочетанием рельефной и ажурной чеканки. На предметах, украшенных орнаментом, часто просекался фон, благодаря чему узор становился похожим на тонкое ажурное кружево. Такой прием можно видеть на многочисленных венцах с высокой короной, украшавших иконы. Ярким отличительным признаком ярославского чеканного серебра XVII века является высокий, почти скульптурный рельеф, выполненный под воздействием образцов деревянной резьбы. Часто архаичные образы и мотивы орнамента с деревянной резьбы переходят на серебро. Искусны были ярославские серебряники и в гравировке. Гравировку в XVII веке отличает чистота и плавность тонкой линии. В конце столетия резные линии усложняются дополнительной штриховкой. Серебряные кресты, панагии, оклады икон и книг, венцы и цаты богато украшались жемчугом, изумрудами, сапфирами, рубинами и другими драгоценными и полудрагоценными камнями. Часто серебряные предметы покрывались красивыми и разнообразными по цвету оттенками позолоты. Изделия ярославских серебряников второй пол. XVI – начала XVII веков имеют сложный растительный орнамент из переплетающихся трав с удлиненными листьями, изгибающимися и закручивающимися в разные стороны. Подобные мотивы близки новгородской орнаментации. Определенное влияние на ярославское серебро оказали работы московских ювелиров, в первую очередь мастеров Оружейной палаты. К середине XVII века в узоре ярославских изделий появляются новые элементы - бутоны-ягоды с чешуйчатой или решетчатой разделкой. Во второй половине века орнамент становится еще более пышным - цветы разрастаются, обогащается фактурная проработка чеканных предметов. В орнаментации присутствует и ярко выраженные восточные мотивы. Истоки их следует искать в образцах декоративного искусства и, прежде всего, дорогих тканей, ввозимых в Ярославль из стран Востока. Некоторое воздействие на форму и декор предметов серебряного дела оказало искусство западно-европейских ювелиров, произведения которых часто встречались в ризницах ярославских храмов. Все внешние влияния, легко проникавшие в искусство ярославских мастеров, при этом не нарушали его яркого неповторимого своеобразия, а обогащали новыми элементами. Очень часто на изделиях XVII века гравировались вкладные надписи вязью. Органично вписанные в декор предмета, они позволяют точно датировать произведения. Разнообразие архитектурных форм средневекового Ярославля оказало заметное влияние на искусство ярославских серебряников. Практически все ярославские кадила XVII века имеют конструктивные элементы, заимствованные с современных им ярославских храмов. Это луковичные главки, увенчанные так называемыми «ярославскими» крестами с килевидными концами, которые украшают крышки кадил. Формы ярославских потиров также своеобразны и не встречаются ни в каком другом художественном центре России. Для потиров характерна полусферическая чаша с гравированным изображением таинства евхаристии, Распятия или Голгофского креста. Красивый пирамидальный поддон, может быть, сравним с шатровыми покрытиями древнерусских зданий. В XVIII веке значение Ярославля, как крупного торгового центра, ослабевает. Так же, как и в Москве, в Ярославле в первой половины XVIII века наблюдается значительный упадок серебряного дела. Строительство храмов продолжается в очень незначительных масштабах, творческие силы мастеров, в основном, направляются на украшение уже имеющихся интерьеров храмов прошлого столетия. В 1720-е годы ярославские ювелиры начинают использовать финифтяные дробницы с изображениями святых и евангельских сцен, которые крепятся на крестах, дарохранительницах, потирах, окладах евангелий. К середине XVIII века в Ярославле вводится процедура клеймения изделий из драгоценных металлов и нам известны фамилии многих ярославских серебряников, работавших в XVIII-XIX веках. Первым пробирным мастером был ярославский купец Михаил Серебряников (1735-1766 гг.). Во второй половины XVIII века для удовлетворения спроса зажиточных горожан изготавливается много предметов светского характера. Это чайники, сахарницы, чарки, кружки, подносы, солонки, ложки, пряжки и другие предметы. При создании их ярославские мастера во многом следуют формам и орнаментации столичных ювелиров. Орнамент «рокайль» постепенно вытесняет «цветочный» узор, характерный для произведений прошлого столетия. Однако предметы церковной утвари создаются в русле традиций XVII века. В последней четверти XVIII века серебряные изделия декорируются вазонами с цветами, пышными гирляндами, орнаментом «трельяж». Конец столетия характерен обращением к стилю «ампир». Из многочисленных серебряников XVIII веков в Ярославле ярким своеобразием выделяются двое: Афанасий Корытов и Федот Тукалов. Выявлено более 35 изделий первого и около 20 - второго. Лучшие работы А.Корытова выполнены в конце 60-х – начале 70-х годов. Они не уступают изделиям лучших мастеров Москвы - Якова Масленникова, Петра Афиногенова, Алексея Раткова. А.Корытов - один из немногих серебряников, освоивших и творчески переработавших элементы стиля «рококо». Число мастеров, занимавшихся в конце XVIII-XIX веков ювелирным делом согласно документам составляло в разные годы от 10 до 25 чел. Формы и орнаментация изделий большинства ярославских серебряников этого периода не отличаются новизной и оригинальностью. Вместе с тем, искусство чеканки продолжает сохраняться на высоком уровне. Об этом свидетельствуют, например, чеканные оклады икон Алексея Колотошина (работал с 1842 по 1876 гг.), но крупные заказы на изготовление церковной утвари выполняются уже преимущественно в Москве. Игошев В.В., Грязнова Н.А.
| |