| Живопись Углича второй половины XIV-начала XХ веков
Живопись Углича изучена слабо. О глубокой древности ее свидетельствует хрестоматийный памятник иконописи второй половины XIV века «Св. Варвара» (ГТГ), относимый специалистами к новгородской (В.И.Антонова), тверской (Г.В.Попов), либо ростово-суздальской школе живописи (Н.В.Розанова). Расхождение может служить неким основанием для отнесения «Св. Варвары» к местной традиции, находившейся тогда в сфере влияния искусства соседнего Ростова Великого. Тем же или чуть более поздним временем датируется »Богоматерь Иерусалимская» (ЯХМ). Расцвет культурной жизни Углича приходится на второй половины XV века, на время княжения Андрея Большого. Желая обставить свой двор не хуже московского, князь приглашает столичных мастеров. В 1481 году Дионисий пишет по его заказу «Деисус, праздники и пророки» (иконы не сохранились), в те же годы москвичи трудятся над созданием фресок и икон Преображенского собора Углича, Покровского собора Паисьева монастыря, Успенского собора Касиановой пустыни, украшают миниатюрами «Угличскую Псалтирь» Федора Шарапова, 1485 заставками и инициалами «Паисьево Евангелие» 1480-х. Князь заботиться о создании в городе иконописной мастерской, из которой вышла прекрасная икона «Богоматерь» (конец XV века) из «поясного деисуса» церкви Дмитрия Солунского. Особенности иконографического типа Богоматери - близко посаженные миндалевидные глаза, чеканная линия прямого носа, (большое поле жидкого песочно-желтого вохрения по плотному темно-охристому санкирю, а также двухцветная кайма неширокого нимба), - все это выводит икону за пределы известных иконописных школ и позволяет говорить о местной традиции, отчетливо проступившей в искусстве Углича XV века. Города, входившие в состав Угличского княжества, в особенности Звенигород, Бежецкий Верх, Устюжна Железная, а с 1472 года и Романов на протяжении ряда лет входили и в орбиту культурного влияния Углича. На иконах конца XV-начала XVI веков «Богоматерь Одигитрия с земной жизнью» из Рождественского собора Устюжны (УКМ) и «Жены-мироносицы у гроба Господня» из Романова (ЯХМ) тот же характер стиля, что и в «угличских иконах». Деятельность Дионисия при дворе Андрея Большого определила решающее направление в творчестве угличских художников и в следующем столетии. Усилилось московское влияние в первой половины XVI в., после превращения Угличского княжества в Московское наместничество, которым в течение ряда лет правили представители великокняжеской семьи (Дмитрий Жилка с 1493 по 1550 год), либо члены боярско-княжеских родов (Фома Колычев с 1522 по 1550 год). От той поры дошли первоклассные памятники московской иконописи: »Троица Ветхозаветная» из Дивногорской пустыни (МиАР), «Архангел Михаил» (РИАХМЗ), «Никита-мученик со сценами жития» (УИХМ). Во второй половины XVI века в Угличе вновь наблюдается стремление к возрождению местной художественной линии в искусстве иконописи. Пример тому - датированные 1580-ми годами «деисусные» иконы из Петуховского чина (из церкви Николы Чудотворца «на Петуховой слободе»). Здесь та же выразительность типажей, та же моделировка «личного», та же повсеместная приглушенность цветовой оркестровки, что характеризовали памятники угличской мастерской конца XV века. Трагические события 15 мая 1591 года в Угличе (загадочная смерть царевича Дмитрия) и начало Смутного времени на Руси на долгие годы прервали мирное течение культурной жизни в городе. Лишь со второго десятилетия XVII века начинается медленный подъем разрушенного в «литовское разорение» хозяйства, а вслед за тем ремесел и искусства. Особое покровительство возрождающемуся городу оказывал царь Михаил Федорович. Государь выделяет немалые средства на восстановление города, прежде всего его церквей и монастырей. В 1630 году по грамоте воеводе Василию Кропоткину «Об устроении убранства церковного» царь дал во вновь построенную деревянную церковь царевича Дмитрия «на крови» деисус, «праздники и пророки» (всего 35 икон), три образа - «Троица», «Никола в житии», «Одигитрия» (УИХМ). Высокий уровень живописного мастерства, характеризующий памятник, позволяет отнести икону к почерку крупного мастера, а важность заказа помогает предположить и имя автора. Иконописцем, выполняющим в 20-30 XVII века «государевы заказы» был Назарий Истомин; его работам свойственна та редкостная утонченность стиля, та эмоциональная наполненность образов, которую в полной мере можно отнести и к «угличской» иконе. Те же отсветы высокого московского искусства лежат и на прочих иконах первой трети XVII века из Углича - храмовой иконе из Воскресенского монастыря, «Избранных святых» из Макарьевского придела Корсунской церкви, аналойных иконах «Спас Вседержитель» и иконе «Иоанн-воин» (все в УИХМ). Нельзя исключить и наличия в городе местных мастеров; еще в самом начале XVII века настоятель Николо-Улейминского монастыря Трифон занимался живописью, и, судя по дошедшей до нас иконе, был незаурядным иконописцем. Речь идет о северной двери из церкви Введения Кирилло-Белозерского монастыря (КБИАХМЗ), где Трифон, оставив свою обитель, жил в 1606-1607 годах и где, по словам тамошнего летописца, «писал образы и старые во всех церквях починивал». Описывая икону, специалисты отмечали «большой навык миниатюрного письма» (И.А.Кочетков). К середине XVII века угличские художники, обращаясь к опыту местных мастеров конца XV-начала XVI веков, и, освоив манеру ведущих иконописцев двух регионально близких школ - московской и тверской,- выработали свои приемы письма, позволяющие говорить о появлении в городе если не школы, то, по крайней мере, художественной мастерской со своим «стилистическим обликом». Для большинства икон, вышедших из этой мастерской, характерна графичность, обилие «оживок» в письме «личного», придающих своеобразную выразительность персонажам, контрастность в моделировке, благородная сдержанность цветового строя, состоящего из охристых и умбристых цветов с редкими ударами нежной кораллово-красной киновари и звонкого серо-синего голубца. Едва ли не впервые эти черты появились в храмовой иконе «Симеон Столпник со сценами жития» сер. XVII в. (УИХМ). К той же мастерской следует отнести еще два образа - «Богоматерь Казанская» и «Царевич Дмитрий» (оба в УИХМ). Следует признать, что центральное место в художественной жизни Углича первой половины XVII века занимали москвичи. Однако уже в середине века место московских иконописцев начинают занимать костромские, посылаемые сюда ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем. Они трудятся над созданием икон для соборных городских и окрестных церквей (храмовый образ для Спасо-Преображенского собора и храмовая икона для церкви Михаила Архангела «на бору» - обе в УИХМ). Особенно был озабочен всесильный владыка каменным строительством Воскресенского монастыря, местом своего иноческого пострижения, для украшения храмов которого в Углич в 1670-е года направляется им художественная артель во главе с известным костромским иконописцем Оксеном Поповым (фрески не сохранились, иконы не реставрированы). В те же годы параллельно с костромичами в городе работают и местные мастера. Угличские рукописи нередко приводят их имена, никак не связывая их с самими иконами. Известно, что в Угличе в 1674-1677 годах работал художник Алексей Елистратов. Сохранилось упоминание о Юрии Короткове. Угличские иконописцы в своих работах постоянно варьировали полюбившиеся им образы и сюжеты. В основном это изображения царевича Димитрия «со сценой убиения» и московского наместника, не канонизированного церковью, но местно почитаемого, Фомы Колычева «в молении Христу». Нередко писались парные изображения царевича Димитрия и Романа Угличского, держащих в руках макет кремля. Отдельную группу составляют иконы, относящиеся к продукции старообрядческой мастерской, которая к концу XVII века появляется в Угличе. Две иконы из их числа, написанные на сюжет «Троица Новозаветная» (одна в МиАР, другая в УИХМ) и относимые специалистами к т.н. верхневолжской школе иконописи, видимо, принадлежат кисти угличских художников и могут рассматриваться как образцы старообрядческого «изуграфского письма» раннего периода. Заметное влияние на угличскую живопись оказали присланные в 1692 году из Москвы «от Дворцового приказу» в новую каменную церковь царевича Димитрия «на крови» иконы, выполненные крупнейшими царскими изографами конца XVII-начала XVIII веков Петром Билиндиным и Николаем Вургаровым (все в УИХМ). «Фряжская» светловидная живопись так покорила угличан, что когда спустя годы (в 1716 г.) местный священник Григорий Стефанов решил украсить новыми образами построенную богатым угличским купцом Никифором Чеполосовым каменную церковь Рождества Иоанна Предтечи «на Волге». Он пригласил известного в городе своими работами «зографа Московской Оружейной полаты» Петра Билиндина. Из созданных им икон сохранилась одна - храмовый образ «Иоанна Предтечи Ангела Пустыни со сценами жития» (УИХМ). Со временем родословная Петра Билиндина, одного из самых значительных московских иконописцев конца XVII – начала XVIII веков, была внесена в синодик Угличского Воскресенского монастыря. Московские мастера писали иконы и для иконостаса собора Богоявленского монастыря (1698-1700 гг.), позднее - церкви Смоленской Богоматери. Одна из икон - «Благовещение» 1696 года (ГТГ), поступившая как вклад казначея Троице-Сергиевской обители старца Пахомия Барташева, принадлежит кисти московского иконописца Ивана Бобылева. Художник работал в Богоявленском монастыре и в июне 1724 года. Большим событием в культурной жизни Углича конца XVII - начала XVIII веков стало сооружение Преображенского собора (1698 или 1700 гг.). К созданию икон для иконостаса была привлечена художественная артель из Москвы, которую возглавлял патриарший изограф Федор Рожнов. Работа артели Федора Рожнова, в которой, несомненно, принимали участие и местные мастера, явилась итогом трехсотлетнего развития художественной жизни Углича. XVIII век не оставил в истории живописи Углича значительных памятников иконописи. Источники той поры донесли до нас имена нескольких местных мастеров - Василия Кутнина, выполнившего в 1762 году для Богоявленского монастыря икону «Страшный суд»; Яхонтова, создавшего спустя два года на холсте «Воскресение Христово» для церкви Введения «за Волгой» (утрачена); Ивана Буренина, написавшего в конце XVIII века для церкви Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» икону «Голова Иоанна Крестителя на блюде» (УИХМ). Заметное оживление культурной жизни Углича наступило в связи с работой артели художников-палешан во главе с братьями Медведевыми над росписью Спасо-Преображенского собора в 1810-1811 годах. Эта крупная работа заезжих стенописцев явилась для угличан настоящей школой технического мастерства, приобщив их к достижениям академической живописи. С этого времени в городских хрониках все чаще мелькают фамилии местных художников, в особенности трудившихся над «возобновлением» стенописи, написанием икон упраздненного и обращенного в приходскую церковь Воскресенского монастыря. Это Д.В.Пятунин (1814-1815 гг.), П.А.Масленников (1815 г.), А.М.Свешников (1836 г.), А.Д.Гущин (1839 г.), Д.Н.Носов (1841 г.), А.И.Ненастьев (1815 г.) и др. Известностью в Угличе пользовались потомственные иконописцы Буренины, ведущие свою родословную с XVII века. На I-ю половину XIX века приходится и деятельность местных портретистов, в первую очередь И.В.Тарханова, создавшего целую галерею образов «первостатейных купцов» и мелких чиновников, прежде всего того ведомства, где служил сам художник. Если И.В.Тарханов в своих работах старался запечатлеть образы горожан 1830-40-х годов, то другой художник, правда, более известный как краевед, И.В.Серебренников, прославился архитектурной серией акварелей, в которых воссоздал образ города, с его многочисленными церквями и близлежащими монастырями. Во второй половины XIX века интерес к живописи в Угличе заметно падает, и хотя отдельные художники продолжают работать в жанре портрета, подлинные его достижения остались позади. В Угличе в начале XX века существовала крупная иконописная мастерская В.М.Клевцова, которая не только выполняла заказы от приходских церквей, но и работала «на вывоз». Эта цеховая продукция нового времени уже не отвечала тем высоким требованиям, которые когда-то, в «классическую» пору предъявлялись к иконам. А.Н.Горстка
| |