в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Книжная культура (Древнерусский период)
«Вести о России»
Газета «Голос»
Ярославские Губернские ведомости
Ярославские Епархиальные ведомости
Книгоиздательство К.Ф.Некрасова в Ярославле
Литература Ярославского края XIX века
Литература Ярославского края XVIII век
Ярославский литературный сборник
«Северный край»
«Слово о полку Игореве»
«Уединенный пошехонец»
Городские классы рисования
Общество любителей музыкального и драматического искусств
Музыкальная жизнь
Русское музыкальное общество в Ярославле
Ростовское общество любителей искусств (1895-1903)
Художественная жизнь посада Большие Соли XVIII - начала XX веков
Ярославское художественное общество
Художественно-кустарная и ремесленная школа Н.С.Сорокина (1911-1912 гг.).
Особенности говоров Ярославского края
Фольклор Ярославского края
Ярославский портрет
Живопись Углича второй половины XIV-начала XХ веков
Портретная галерея Дома призрения ближнего
Ростовская финифть
Серебряное дело Ярославля
Художественные выставки
Мышкинский театр
Ярославский театр
Фотография в Ярославском крае
Ярославская иконописная школа
Иконописцы Романова-Борисоглебска
Иконопись Ярославля XIII - XV веков
Иконописное искусство Ярославля XVIII-XIX веков
Ростовская икона
Спас Вседержитель
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Спас Вседержитель

«Спас Вседержитель» первой половины XIII века - самая древняя икона в Ярославле. Она была создана до татаро-монгольского нашествия на Русь, а таких домонгольских икон во всем древнерусском культурном наследии насчитывается чуть больше двадцати. Этот уникальный образ принадлежал ярославским князьям, был их родовой семейной реликвией. Видимо, как благословение на княжение первому удельному князю Ярославля Всеволоду (1218 – 1238 гг.), икона Спаса была привезена в Ярославль.

Внук великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо (119? – 1212 гг.), Всеволод ярославский с размахом обустраивал свою столицу. При нем Ярославль пережил недолгий, но яркий расцвет. Летопись свидетельствует: в пожаре 1221 года в городе сгорело 17 церквей! Это говорит о значительном количестве населения разнообразных ремесленных специальностей. Ведь для строительства деревянных церквей необходимы опытные плотники, столяры, иконописцы. Кузнецы делали необходимую церковную утварь, ткачи - облачения для священнослужителей, кожевенники выделывали пергамент для книг. Работали в Ярославле и специалисты каменного строительства, три храма - княжеский Успенский собор и монастырские Спасо-Преображенский и Входоиерусалимский были построены из кирпича и украшены белокаменными резными деталями.

Княжеский двор Ярославля был основным заказчиком художественных изделий начале XIII века Икона «Спаса Вседержителя», написанная опытным мастером, отразила высокий уровень, зрелость и отточенность, княжеской культуры Владимиро-Суздальской Руси. Образ Спаса - это воплощение мудрого пастыря, учителя, духовного наставника. Икона предполагала уединенную молитву, особенный настрой душевной кротости, который, возможно, не был знаком ни княжеской дружине, ни подвластному населению. Гармоничный и мягкий образ Спасителя напоминал земному владыке о высших законах мудрости и любви. Замечательно, что к этому времени в Северо-Восточной Руси появился и распространился праздник Всемилостивого Спаса, которого не знала Византия. В песнопениях службы этого праздника воспевались милосердие и человеколюбие Иисуса Христа. Это возвышенный идеал Спасителя и воплотил иконописец XIII века. Позднее эти мотивы вдохновляли Андрея Рублева. У иконы изысканный колорит: зеленоватое золото фона, теплый коричневый цвет хитона Христа, пронизанный тонкими золотыми лучами, глубокий синий тон его плаща, яркая киноварь княжеского обреза. Мастерство художника раскрывается в необычном приеме написания плаща: его нижний слой - черный, а верхний - лазуритово-голубой. Иконописец точно рассчитал, как эффектно будет просвечивать черная краска сквозь прозрачную лазурь, создав впечатление темно-синей краски. Украсил эту икону и княжеский ювелир. На полях иконы и на нимбе Спаса, прямо в толще доски, утопали крупные самоцветы. Они были утрачены еще в древности, но первоначальный вид иконы был поистине великолепен.

Последний князь рода Всеволода Большое Гнездо, молившийся иконе, - Константин (1249-1257 гг.). Он княжил в эпоху установления золотоордынского ига. Константин, согласно легенде, возглавил антимонгольское восстание и погиб в битве на Туговой горе. Вместе с братом Василием князь Константин был погребен в Успенском соборе Ярославля, куда была перенесена и икона Спаса. В XV веке князья Василий и Константин Всеволодовичи причислены к лику святых и почитались как покровители Ярославля. В 20-х XX века икона Спаса была отреставрирована и передана в музей, что спасло ее от гибели вместе с Успенским собором, уничтоженным в 1937 году. «Спас Вседержитель» 1-й половины XIII века - образ нестареющей, неувядающей духовной красоты. Это одна из выдающихся русских икон и самая ранняя вершина ярославской культуры.

В.В. Горшкова



Спас Вседержитель. Первая половина XIII века
Спас Вседержитель. Первая половина XIII века