| Иконописное искусство Ярославля XVIII-XIX веков
Иконописное искусство Ярославля, старинного «культурного гнезда» России отличает преемственность форм на протяжении нескольких столетий. Наряду с прославленными произведениями XVI-XVII веков значительную часть художественного наследия составляют иконы XVIII -XIX веков. Ярославская иконопись позднего периода совершенно не исследована и ждет своего изучения и систематизации. На современном уровне знаний о церковной живописи Нового времени, возможно, лишь наметить основные вехи периодизации и охарактеризовать некоторые черты ее эволюции. Характер ярославского искусства определялся жизненным укладом города. Несмотря на перемещение торговых путей на северо-запад и сосредоточение их вокруг Петербурга, Ярославлю удалось сохранить свое значение важного торгового центра на Волге. Развитие мануфактурного производства упрочило его экономическое положение в этот исторический период. Новшества не сразу получили признание, преобразования сложившегося столетиями быта происходили медленно. В соответствии с этим иконопись на протяжении долгого периода соседствовала с появившимся светским искусством. Художественное ремесло приходило в упадок постепенно, отличаясь поразительной жизнестойкостью и способностью осваивать новое. На протяжении XVIII – XIX веков можно выделить несколько периодов характеризующихся чертами своеобразия. В первой трети XVIII века ритм художественной деятельности мало отличался от последних десятилетий предшествующего столетия, было создано большое количество монументальных росписей и икон. В дальнейшем церковное строительство практически замерло, достраивались уже существующие храмы, их внутреннее убранство лишь дополнялось и совершенствовалось. Во второй половине XVIII века, поскольку потребность в художественных работах в городе уменьшилась, ярославские артели работали за пределами Ярославля, в городах Верхнего Поволжья, средней полосы России, создавали иконное убранство и стенописи в сельских церквах. Некоторый подъем культурной жизни, активизация художественных работ отмечались в последней четверти XVIII века в связи с открытием Ярославского наместничества (1777 г.) и переносом архиерейской кафедры (1789 г.) из древнего Ростова в Ярославль. В XIX веке опыт и высокий профессионализм местных иконописцев были устремлены, главным образом, на поддержание имеющегося наследия, на подновление икон и стенописей, занимались они и светской живописью. Иконопись XVIII веке отличало нарастание декоративной выразительности и углубление семантики образов. Степень переработки новшеств была различной, но основная тенденция заключалась в том, что иконографический образец с помощью традиционных методов построения многопланового пространства, «переводился» на язык иконописи. Копирование иконографических образцов не было для ярославцев самоцелью. Церковное искусство стремилось своим содержанием соответствовать духу времени. В иконописи XVIII веке широко привлекались новые литературные источники, которые становились основой для сочинения не существовавших ранее иконографий. В живописи, говорившей на языке, сложившемся в средневековье, происходило переосмысление стилевых форм барокко, рококо, классицизма, приходивших из современного светского искусства. Сохраняя структуру иконы в целом, мастерам приходилось порой идти на отступления в деталях. Расшатывался принцип средневекового творчества, заключавшийся в единосущности целого и составляющих его частей. Одной из самых распространенных форм ярославского искусства конца XVII века, а затем и XVIII века была живописная рама. Своими истоками связанная с развитием жанра житийной и бытийной иконы, она привлекала многообразием своих выразительных возможностей. Рама с клеймами собирала внимание на идейно значимой центральной части произведения и углубляла образное содержание средника. В духе барокко мотив рамы был осознан как эффектный декоративный элемент. Тесная связь обрамления с форматом произведения, позволяла передать эмоциональный тон образа. В конце XVIII века особенно ценилась способность живописной рамы связывать в одно целое различные зоны изображения, сохраняя их самоценность. Это качество позволяло не только объединять разнородные по стилю средник и обрамление, но и вводить в произведение клейма с трехмерной организацией пространства, как миниатюрные религиозные картины. Вероятно, именно в иконописи середины XVIII века, для которой был свойствен пафос открытий, широта и разнообразие художественных поисков, связанных с мощным влиянием барочного искусства, появилось «двуязычие», то есть мастерское владение приемами церковной и светской живописи, выработалось сознательное стремление к размежеванию этих сфер. Так, для подписной датированной иконы братьев Шустовых «Ты еси Иерей» 1747 года характерен энергичный абрис фигуры, активные градации света и тени, акцентирующие объем, пространственный прорыв, напоминающий плафонную роспись. Но приемы, свойственные традиционной живописи (перекрытие одного предмета другим, усиление линейных ритмов, образующих узорные плоскости, использование таких декоративных элементов как орнаменты, картуши) нивелировали эффект религиозной картины. В середине века работали выдающиеся ярославские иконописцы Алексей Сопляков и его сын Михаил Алексеев, братья Афанасий и Иван Шустовы, Иван Горин и др. Последние десятилетия XVIII – начала XIX века, - эпоха раннего классицизма, ознаменовалась возвращением к «преданию», программной ориентацией на повторение местного самобытного иконописного стиля второй половины XVII века. Но активное взаимодействие с формами светского искусства не прошло бесследно, иконопись предшествующего столетия стала восприниматься сквозь призму новых умений и приемов. Связанный непрерывной традицией с искусством XVII века изобразительный язык конца XVIII века при внешнем сходстве все-таки имел свои отличия. Декоративность стала существенной чертой ярославской церковной живописи, стилистика иконы приобрела небывалую изощренность и рафинированность. Образы характеризовались строгостью, внутренней статичностью, церемониальностью. Нарушилась соразмерность большого и малого, порой огромный размер иконных досок вступал в противоречие с дробным, практически не читаемым миниатюрным наполнением. Отточенность форм и обилие золота (золотопробельное письмо) роднило иконы с ювелирными изделиями. Наиболее полно черты искусства этого периода отразились в ансамбле настолпных, местных икон ярославского Успенского собора к. XVIII – начала XIX веков, в творениях создавших их ярославских иконописцев Федора Крашенинникова, Климента Мокроусова, Ивана Смирнова и др. В дальнейшем, в XIX веке стремление к сохранению иконописной формы вело с одной стороны к стилизации в духе ярославской классики конца XVII века, а с другой - к влиянию на иконопись академического и бытового искусства середины XIX века. Кузнецова О.Б.
| |