| Портретная галерея Дома призрения ближнего
Среди уникальных явлений ярославской культуры XVIII века заслуживает особого внимания портретная галерея Дома призрения ближнего. Появление галереи связано с деятельностью первого губернатора Ярославского края А.П.Мельгунова. Когда для реализации грандиозных планов культурного преобразования города понадобился живописец, Мельгунов среди многих художников выделил ярославского портретиста Д.М.Коренева. Он пригласил его для выполнения, пожалуй, одного из главных проектов своей программы – портретной галереи Дома призрения ближнего, которая была осуществлена в 1784–87 годах. Так появилась в русской провинции XVIII века первая общественная портретная галерея, «представляющая телесные черты великих мужей», жертвователей и попечителей этого заведения. Дом призрения ближнего, открытый в 1786 году и существующий только на средства от пожертвований граждан города, призванный воспитывать молодое поколение, оказался не простым учебным заведением. Он стал центром культурно-просветительской деятельности и духовной жизни ярославского общества. Еще до открытия, в 1784 году, при нем была создана типография, где в 1786–87 годах печатался «Уединенный пошехонец». Подобно тому, как энциклопедический характер его публикаций, часто в форме басен, притч, сатир и аллегорий, отражал дух просветительской эпохи и содержал нравоучительный смысл, направленный на формирование у человека общественно значимого поведения путем подражания заданным образцам, воспитательный принцип пронизывает идейную программу и галереи благотворителей, составленную, как и в журнальной тематике, самим Мельгуновым. Портретная галерея была написана, вероятно, ко дню открытия второй очереди Дома призрения (1 октября 1787 г.). Из 21 портрета, относящегося к этому времени, кисти Коренева принадлежат 16. Требуют дополнительной экспертизы на подтверждение авторства Коренева еще два из них. Один портрет является копией с работы Коренева. Еще один написан неизвестным автором. Местонахождение последнего портрета из этой группы не установлено. В конце XVIII - начале XIX века галерея расширилась до 29 за счет портретов новых жертвователей, исполненных другими, ныне неизвестными, художниками. Эта ее часть лишь формально продолжила общую идею галереи, но ни по стилю, ни по внутреннему строю, она не соответствовала первой части. По времени появления в галерее эти последние портреты распределились следующим образом. В 1790-х годах было написано два портрета, в 1800–1820 годах – по одному, и в 1820-х годах – два. Местонахождение и датировки еще двух – неизвестны. Портреты, написанные Кореневым и ставшие главным его детищем, - это уникальный комплекс произведений конца XVIII века, объединенных общей целью и идейным содержанием в одно целое в форме галереи. Среди подобных галерей не только провинциальных городов, но и городов Санкт-Петербурга и Москвы она является единственной, сохранившейся до наших дней почти в полном виде. Ее разработал и исполнил один художник, вероятно, всего за четыре года. В целом галерея относится к типу корпоративного портрета, герои связаны между собой на основе принадлежности к тайной масонской ложе и общей благотворительной деятельности (Мельгунов организовал масонскую ложу в г. Ярославле еще в 1779 году и она впоследствии располагалась в Доме призрения). Крупными пожертвованиями и участием в делах богоугодного заведения благотворители посредством портретной галереи создали себе памятник, руководствуясь просветительскими принципами. Отсюда общий торжественный и благородный характер звучания галереи, где отдельные портреты составляют единое целое за счет гражданской, нравственной и духовной общности их персонажей. Индивидуальное начало каждого портрета сливается в единый «хор», позволяющий выразить общественное через сумму частных характеристик, концентрирующих мысль в одном направлении. Зрительный образ галереи строится на сопоставлении двух больших и череды малых портретов. Большие (211х113 см) парадные портреты представляют в полный рост губернатора Мельгунова и купца Кучумова. Выделение главных «действующих лиц» соответствует внутренней иерархии данного сообщества, где место каждого определено его заслугами перед учреждением. В них выражен основной смысл образа, они - начало и конец галереи, направление движения и осознание достигнутого. Вокруг них разворачиваются малые, стандартного размера (65х50 см), погрудные портреты остальных благотворителей, представленных в форменных кафтанах ярославского наместничества. Несмотря на камерные формы каждого в отдельности, в ряду с большими изображениями они воспринимаются героически-торжественно. Неожиданно воспринимается портрет купца, кожевенного заводчика Ивана Яковлевича Кучумова, уравненного с портретом губернатора большим форматом и парадной композицией. Такое уважение он заслужил своим «благотворительным и человеколюбивым деянием» - самым большим денежным пожертвованием на развитие Дома призрения. При этом рядом с условной фигурой Мельгунова живой образ Кучумова исполнен человеческого достоинства. Успех грандиозных начинаний Мельгунова невозможен был без поддержки купечества, столь влиятельного в Ярославле. В свою очередь и купцы получили, наконец, общественное признание своих заслуг. Оно выразилось не только в награждении купцов медалями, участии их в городском управлении, но и в том, что их портреты вошли в общественную городскую галерею, встав в один ряд с дворянскими. В конце XVIII века это было возможно, пожалуй, только в Ярославле, да еще в Сибири, где купцы также славились своей благотворительностью и меценатством. В портрете Кучумова, кажется, намеренно подчеркнуто его социальное происхождение, несмотря на композицию, являющуюся зеркальным отражением парадного портрета Мельгунова. Он представлен в традиционном длиннополом кафтане, стоящим спокойно и строго. Поразительно при этом открытое лицо, являющее внутреннее достоинство умного просвещенного человека. Раскрытая книга Евангелия, на которую указывает купец, также привлекает внимание своим текстом, выражающим мысль о благотворительности: «таковыми бо жертвами благоугождается Бог». Книга - единственный атрибут в купеческом портрете - не только своим текстовым обозначением раскрывает смысл образа, но является символом духовной просветленности героя и ключом ко всей портретной галерее в целом. Уникальность портрета Кучумова заключается и в том, что он единственный в галерее, да и во всем известном творческом наследии мастера, подписанный художником. Одним из объяснений появления автографа Коренева на лучшем его портрете - портрете купца - служит тот факт, что художник был не только ремесленником и относился к цеху живописцев. Как и Кучумов, он состоял в купеческой гильдии (был записан в купеческое сословие по объявлению капитала). Как видим, он относил себя к просвещенной «элите» города и таким образом выразил свою солидарность с главной идеей портретной галереи. Подписавшись, Коренев «встал рядом» с Кучумовым, создав своего рода «двойной портрет», и незримо, духовно поставил себя в один ряд с «великими мужами» города. Федорова И.Н.
| |