| Дивная гора
Дивная гора – село на территории Угличского района, прежде находилось в Угличском уезде, расположено в 8 км к юго-востоку от Углича, при слиянии рек Чечеры и Воржехоти. По некоторым данным появилось не позднее второй половины XV века как пригородная слобода. Местность, на которой расположилось село первоначально именовалась Кобыльей горой. В удельный период в день Святой Троицы к молебну Флору и Лавру сюда сгонялся скот для окропления святою водою. От прежнего деревянного храма сохранилась икона «Троица Ветхозаветная» середины XVI века, находящаяся сейчас в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева. В 1674 году Ростовский митрополит Иона Сысоевич переименовал местность в Дивную гору и основал здесь обитель, приписную к архиерейскому дому. Ныне село известно по уникальному памятнику архитектуры второй половины XVII века – Троицкой церкви. Церковь возводилась в 1674-1694 годах как монастырский храм Троицкой Дивногорской пустыни. В 1764 году после упразднения монастыря, Троицкий храм был превращен в приходскую церковь. Отличительной особенностью памятника является свободная асимметричная композиция. Северный фасад, обращенный к склону горы, выполнен ступенчатыми нарастающими объемами, линии подъема вторит лестничный всход. Южный фасад, обращенный к дороге, решен единой плоскостью. Памятник удивительно гармонично сочетается с живописным природным окружением. В облике Троицкого храма присутствуют элементы ростовского зодчества как «ионинского» периода, так и «нарышкинского барокко». По оси сгруппированы бесстолпный пятиглавый храм, трапезная и колокольня с широким сквозным ярусом звона на четверике и резко сужающимся шатром. На северную галерею ведет угловое крыльцо с восьмиугольными колонками. За галереей следует открытая терраса-гульбище на двух больших арках. Слабо расчлененные апсиды покоятся на прямоугольном цоколе. Четверик церкви вверху опоясан аркатурно-колончатым поясом. Весьма своеобразно скомпонованы окна на южном фасаде. Наличники включают ордерные элементы - колонки на кронштейнах. Атрибутами «нарышкинского барокко» являются восьмиугольные профилированные окна на основном четверике, круглые «слухи» шатра, граненые барабаны и некоторые другие элементы. В целом, Троицкая церковь является единственным местным памятником, глубоко отразившим новые для XVII столетия художественные процессы в русском зодчестве. В храме сохранились росписи 1910 года, выполненные артелью московских художников под руководством С.Д. Хрусталева. В XIX веке село являлось центром церковного прихода, в котором имелась церковно-приходская школа с библиотекой для внеклассного чтения. Храм продолжал действовать и в советское время. В.В.Денисов, О.К.Мухин
| |