| Угличский музей
Угличский музей отечественных древностей принадлежит к числу старейших музеев России. Он открыт по инициативе угличского купечества 3 (15) июня 1892 года и получил название Музея Отечественных древностей. 18 марта 1894 года Министерство Внутренних Дел России утвердило его устав, музей передавался в ведение Императорского Московского Археологического общества, которому должен был представлять «опись всех своих коллекций и научные их описания». В круг его задач входило собирание и охрана памятников старины «преимущество относящихся к местной истории и археологии». Заведование музеем осуществлял «особый комитет», в состав которого тогда вошли А.Я.Фриде, Я.С.Колмогоров, К.Н.Евреинов, Н.А.Бычков, И.А.Истомин, М.А.Жаренов, И.А.Вахромеев, Н.Д.Евреинов, И.А.Шляков. Основу первой экспозиции, развернутой на втором этаже Палат угличских удельных князей (дворец св. царевича Димитрия, XV в.), составили небольшие коллекции и отдельные предметы, пожертвованные представителями различных слоев населения. На 1 января 1914 года в музейном фонде находилось более 5 тыс. памятников, многие из которых имели немалую историческую и художественную ценность. Одним из самых ценных экспонатов был ссыльный набатный колокол, привезенный из Тобольска в 1892 году и помещенный по постановлению городской думы в экспозицию музея. В 1918 году музей захлестнула лавина реквизированных новой властью вещей из окрестных имений: из Родичева - Черемисиновых, из Екатериновки и Шишкина - Тучковых. В мае 1919 года Угличский музей был передан в ведение отдела народного образования, а его руководство возложено на специальный подотдел по охране памятников искусства и старины. В этот период огромную роль в истории музея и его коллекции сыграл Александр Константинович Гусев-Муравьевский. Он происходил из села Муравьево Угличского уезда, в сентябре 1917 года был принят в музей сторожем и после событий революции остался здесь один. В юности на военной службе в Вильно он посещал рисовальную школу, в Угличе был связан с музеем задолго до поступления в штат, а сама должность предполагала обязанности смотрителя и экскурсовода. В 1918 году Гусев принимал «навалом» перепутанные и запачканные вещи, семейные архивы, неизвестно чьи портреты. Окончив шестинедельные курсы музееведения в Москве, заведующий формировал уездный архив, понемногу реставрировал живопись, ночами разбирал и копировал старые рукописи. В своем первом отчете (отметив, что на него возложено «дело переориентации Музея по правилам науки ХХ века») он писал: «Характер деятельности музея за 1919 год нужно назвать организационно-собирательским... Поступления были главным образом путем перевоза из усадеб Шишкино и Родичево, причем до конца года зарегистрировано поступлений 1012 экземпляров, в том числе много стекла, фарфора, картин и мебели. Заслуга музея - он сберег все ценное, вывезенное из усадеб». В 1920 году Гусев отчитался об открытии в нижнем этаже палат картинного отделения, оно было сфотографировано и снабжено каталогом, который позднее был издан в Угличе тиражом 500 экземпляров и включал 90 работ. Всего же в отделении было 378 экспонатов. Ядро галереи составили вещи из Шишкина: портреты нескольких поколений Опочининых и Тучковых, М.И.Кутузова, его жены, дочерей и внучек, И.Н.Скобелева и его жены. Среди авторов известные имена - Лампи, Виже-Лебрен, И.Лукашевич, В.Гау, К.Гампельн, П.Басин, А.Орловский. Имелось также много образцов любительского рисования. Ныне картин из Шишкина в Угличе нет, их следы теряются в 1930-е годах, когда Музей Древностей стал районным краеведческим музеем. Очертания коллекций расплывчаты, рядом с вещами-старожилами угадываются зияющие пустоты. В отчетах преемников Гусева есть данные о выделении вещей в Госфонд, это могло означать изъятие для последующей продажи. В.А.Колганова, С.Н.Кистенева
| |