| Салтыков М.Е.
Салтыков Михаил Евграфович, псевдоним Н.Щедрин (15.1.1826 г, село Спас-Угол Калязинского уезда, Тверской губернии – 28.4.1889 г., Петербург). Писатель, публицист, редактор. Принадлежал по линии отца к старинному дворянскому роду, по материнской – к купеческому сословию. В 1830 году О.М.Салтыкова, мать писателя, приобрела селе Заозерье в Угличском уезде Ярославской губернии, которое в последующем, при разделе имущества в 1859 году, было передано в совместное владение братьев Михаила и Сергея. В 1876 году имение с земельными угодьями было продано крестьянскому первому Заозерскому обществу. Однако с ярославскими землями Салтыкова связывала не только земельная собственность. Реалии ярославской жизни нашли отражение в художественном творчестве писателя. В сознании современников Салтыков - Щедрин – «русский Эзоп», соединивший демократические убеждения со здравым скептицизмом, просветительские иллюзии с негодующим сарказмом, лирику с бичующей сатирой. Двухполюсная природа эстетики писателя предопределена рядом обстоятельств: он сочетал в себе художественное дарование с талантом государственного деятеля. С 1856 по 1868 года занимал высокие посты в чиновной иерархии Российского государства. В 1868 году в чине действительного статского советника Салтыков ушел в отставку: служение Отечеству продолжил «надворный советник Н.Щедрин» на поприще российской словесности. Государственная служба дала возможность Салтыкову -Щедрину собрать богатейший материал. Насыщенность сочинений писателя реалиями ярославской жизни, с которой он был хорошо знаком, не вызывает сомнений. Эти впечатления (непосредственно и в виде ссылок) находим в сатирических циклах «Благонамеренные речи» (1872–76 гг.), «В среде умеренности и аккуратности» (1874–78 гг.), «Убежище Монрепо» (1878–79 гг.), в романах «Господа Головлевы» (1875–80 гг.) и «Пошехонская старина» (1887–89 гг.). Проза Салтыкова-Щедрина проникнута историческими, биографическими, географическими иллюзиями и литературными реминисценциями. Очевидно, географическое Заозерье Угличского уезда можно рассматривать как прообраз литературного Заболотья («Пошехонская старина»). Однако необходимо учитывать, что за социальной и биографической конкретикой в произведениях писателя возникает иной план художественной реальности, ориентированный на постижение глубинных закономерностей национальной жизни. Таков всеобщий российский город Глупов – вне времени и пространства («История одного города»), призрак головлевской семьи, исключающей родство («Господа Головлевы»), загадочное Пошехонье («Пошехонские рассказы», «Пошехонская старина»). В гротесковой топонимике Салтыкова -Щедрина это образы высокой степени условности, своего рода художественная рефлексия писателя по поводу государства, семьи, народа в атмосфере всемогущего «пошехонского волшебства». Сознавая неизбежность для писателя–сатирика конфликта между этикой и эстетикой, Салтыков-Щедрин оставался просветителем, утверждающим идеалы Совести, Чести и Правды. Бурдина И.Ю.
| |