| Тарханов И.В.
Тарханов Иван Васильевич – (1780 г., Углич, Ярославской губернии – 1848 г., там же, возможно, был похоронен на кладбище при Вознесенской церкви), живописец, портретист. Происходил из рода угличских ремесленников и священников, известного по документам с ХVII века. Так, в 1650-е годы в Алексеевском монастыре был служкой Симон Тарханов, а в 1690-х годах там же служили братья Т-вы - «Иван Большой да Иван Меньшой». В начале XVIII века предок художника Гаврило был священником Николо - Сухопрудской церкви, а сын его Тимофей с 1709 по 1720 года служил подъячим в городской канцелярии. В начале 1740-х годов Тимофей Гаврилович, теперь уже секретарь канцелярии, и его жена Мария Петровна, урожденная Сарнацкая, пожертвовали деньги на строительство в городе церкви Вознесения на Торгу (освящена 12.12.1742 г.), а спустя два года (10.11.1744 г.) вложили в эту церковь колокол работы угличского мастера К.М.Сизова. В 1745 году Тимофей Гаврилович дал средства на серебряный оклад к иконе «Знамение» конец XVII века для той же церкви (оклад изготовлен угличским серебряником Григорием Филипповским), а в 1752 году туда же вложил и Евангелие. Т.о., угличская Вознесенская церковь стала фамильной церковью Т-вых (закрыта в 1933 г., разобрана в конце 1930-х г.). Отец художника, Василий Андреевич (1755-1830-е гг.), был приходским священником. Дядя, Федор Андреевич, в чине титулярного советника был письмоводителем угличской городской думы. Его сын, Николай Федорович (1817-? Гг.), запечатлен на портрете Тарханова (1842 г., ЯГИАМЗ). С 1820-х по 1840-е года в чине коллежского регистратора Тарханов был записан в «число приказно - служителей города». И свои портреты (с 1829 по 1845 гг.) подписывал с оборота: «Писалъ угличской живописецъ колежской регистраторъ Иванъ Васильевъ Тархановъ». Тарханов учился ремеслу художника у местных иконописцев, возможно, у П.А.Масленникова, писавшего в 1815 году иконы для Знаменской церкви бывшего Воскресенского монастыря. Судя по тому, что изображенные на портретах Тарханова люди являются, в основном, угличскими купцами, мещанами и дворянами, можно заключить, что художник жил и работал, по большей части, в своем родном городе. Только на трех из сохранившихся произведений представлены ярославские жители, чета В.Г. и Г.А.Куклинских (1831 г.) и их родственница П.Т.Рыкова (все в ЯГИАМЗ), еще один изображает жену основателя рыбинского Баскаковского приюта П.Н.Буторину (1839, РИХМЗ). На сегодняшний день известно более двадцати портретов кисти Тарханова. Основная часть дошедшего до нас творческого наследия живописца хранится в УИХМЗ. Первые дошедшие до нас произведения датируются 1819 годами - это семейная пара дворян Протопоповых. На оборотах холстов даны пространные надписи, сохраняющие для потомков сведения о том, кто здесь представлен, когда родился, когда сочетался браком, сколько имел детей. Интересно добавление на мужском изображении: «Тебя, ужъ нетъ насвете; но ты вомне живежъ и въ память, на портрете я написалъ: о, мой родитель неумрешъ. 1835 года марта. 12-го». Эти слова подтверждают мемориальную функцию провинциального портрета, причем, соединенную с главным его назначением – прославлением изображенного лица, впоследствии, по его смерти. В данных произведениях Тарханова предстает уже вполне сложившимся мастером, освоившим премудрости живописного ремесла в рамках принятой и распространенной схемы. В полной мере индивидуальное дарование Тарханова раскрылось в фамильной портретной галерее угличских купцов Суриных, написанной в два «приема». Первые портреты созданы в 1829 году: это две семейные пары - главы семейства и его сына с молодой женой. Обращают на себя внимание такие «говорящие» детали - знаки, как платочки в руках персонажей. Они указывают на традиционное подчинение жены мужу, уважение к главе дома и, поэтому, естественны в женских портретах. Но здесь показан платок и в руке сына, хотя и образовавшего свою семью, но не вышедшего еще из под опеки отца. Об этом свидетельствует и характеристика лица молодого человека: мягкое детское выражение еще не сошло с него. Зато через несколько лет (1843-1845 гг.) как значительно оно изменилось на новых портретах семейства по случаю второго бракосочетания сына. Лицо его, да и вся фигура приобрели значительность, величие, сословное достоинство. А рука теперь крепко сжимает шпагу, знак его службы на благо города. Женские портреты обоих жен младшего Сурина замечательны по своему. Свойственный картинам Тарханова прием показа фигуры ниже пояса, живой разворот ее в пространстве и, одновременно, торжественная демонстрация семейного достатка, красота и звучность цветового ансамбля делают их самыми нарядными во всем ярославском портрете. Кистенева С.В., Федорова И.Н.
| |