| Плешанов П.Ф.
Плешанов Павел Федорович (18..1829 - 9.11.1882 гг., г.Санкт-Петербург), исторический живописец, портретист. Сын ростовского 1-й гильдии купца Потомственного Почетного гражданина города Ростова - Федора Максимовича Плешанова. Род Плешановых известен в Ростове с начала ХIХ века. В 1812 году родоначальник рода Максим Михайлович Плешанов, крестьянин деревни Красново Ростовского уезда, вместе с женой и четырьмя сыновьями был причислен в Ростовское купечество в 3-ю гильдию. Плешановы вели оптовую торговлю салом, сальными свечами, сахаром в городах Санкт-Петербурге, Казани, Арзамасе, Рыбинске. В Санкт-Петербурге до середины 1860-х годов существовала фирма «Максим Плешанов и сыновья», которой руководил старший сын Максима Плешанова - Федор, отец будущего художника. Плешанов общее образование получил в Санкт-Петербургском Коммерческом училище. Окончил Академию Художеств в 1854 году, где учился под руководством Ф.А.Бруни. Во время учебы его работы были дважды отмечены наградами: в 1851 году получил вторую серебряную медаль; в 1852 году - первую серебряную медаль за картину «Пробуждение женщины». В 1854 году получил золотую медаль второго достоинства за картину «Воскрешение пророком Елисеем сына Сарептской вдовицы» (ГРМ, холст масло 152х168), в этом же году оставил Академию художеств со званием классного художника III-ей степени. Для совершенствования себя в искусстве совершил заграничное путешествие за свой счет. В 1855 году получил звание художника XIV класса за картину «Христос у Марфы и Марии» (ЯХМ, холст масло, 186,5х150,5). В 1856 году признан «назначенным» в Академики и в этом же году получил звание за картину «Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого Московского пожара 24 июня 1547» (ГРМ, холст масло, 333х240). В 1857-61 годах совершил заграничное путешествие в Италию. В 1869 году получил звание профессора за картину «Убиение царевича Дмитрия в Угличе» (Саратовский Государственный художественный музей им. А.Н.Радищева). В 1878 году занял место помощника заведующего Мозаическим отделением при Академии Художеств. Кроме исторических картин Плешанов писало многочисленные заказные портреты для частных лиц, в том числе и для ростовских купцов. После революции в Ростовский музей из государственных учреждений и от частных лиц поступили: Портрет ростовского купца Д.М.Плешанова середины ХIХ века (холст масло, 105,5х78,5); Портрет ростовского купца Д.М.Плешанова, середины ХIХ века (картон, акварель, лак, белила; 37,5х23); Портрет императора Александра II (копия портрета Ф.А.Бруни), ХIХ века (холст масло, 115,5х89); Портрет Императрицы Марии Александровны (копия портрета Ф.-К.Винтергальтера), 1857 года (холст масло, 116х90); Портрет Великой княгини Марии Николаевны (?). 1871 года (холст масло, 108х94); Портрет Великого князя Николая Александровича (копия портрета Ф.А.Бруни), ХIХ века (холст масло, 115,6х89); Портрет ростовского купца М.М.Плешанова (копия портрета А.Ф.Крылова). 1866 год (холст, масло, 107,5х89). Четыре портрета кисти Плешанова хранятся в Томском Художественном музее (поступили в музей в 1940 г.). Изображенные на них люди неизвестны. Предполагают, что это сам художник, его сестры и тетка. В ГРМ хранится «Портрет Федора Максимовича Плешанова, отца художника» 1865 года (холст масло, 71х58,5). Большое значение в творчестве Плешанова играла религиозная живопись. Писал эскизы икон для иконостасов и настенной живописи для храмов Петербурга, Ростова, Москвы. Писал иконы по заказам частных лиц. Т.В.Колбасова
| |