| Артынов А.Я.
Артынов Александр Яковлевич (22.8.1813 г., с. Угодичи Ростовского уезда Ярославской губернии - 17.2.1896 г., там же), этнограф, фольклорист, краевед, первый ростовский историограф. Артынов родился в семье богатого ростовского крестьянина Якова Дмитриевича Артынова, занимавшегося огородничеством и рыбными поставками в монастырь. По-видимому, страсть к историческим сюжетам на местные темы была семейной: дядя краеведа, М.Д.Артынов, написал историю села Угодич, а его отец вел записи рассказов старожилов. Артынов обучился грамоте отчасти самоучкой, отчасти - у учителя духовной семинарии в Тихвине. После смерти отца Артынов отдают в 1823 году «в мальчики» в лавку к богатому родственнику в Ростов. Молодой Артынов много читает и ездит по России. Записи преданий и «сказок», рассказов на исторические темы начинает делать в 20-е годы XIX века. Фольклор перенасыщает все, что он записывает, причем вымысел не отделяется от реальных событий. В 30-е годы он служит в лавке у своего тестя, а в 1843 году открывает собственную мелочную лавку в Угодичах. Около 1850 году Артынов сочиняет историю своего родного села, привлекшую внимание историков. В 1849 году знакомится с И.С.Аксаковым, ростовскими и ярославскими коллекционерами, краеведами Трехлетовым, Серебренниковым, Хлебниковым, редактором «ЯГВ» Никольским. Первая публикация статьи об Угодичах появилась в ЯГВ в 1851 году. Тогда же его выбрали церковным старостой в родном селе. После 1850 года были созданы многочисленные капитальные рукописные сочинения Артынова. Он был ободрен вниманием известного историка России М.П.Погодина, побывал на I Археологическом съезде в Москве в 1869 году, VII – в Ярославле в 1887 году, познакомился с крупными деятелями культуры и литературы А.С.Уваровым, И.П.Сахаровым и др. Он был избран действительным членом Ярославского статического комитета. В 1870 году он даже получил от ярославского губернатора «открытый лист» для собирания старинных преданий в ростовском округе. Он написал множество вариантов своих главных трудов: «Истории села Угодич», «Истории Ростова Великого», «Ростовского летописца», «Сказок и легенд Ростовского края», «Памятников старины», «Ростовской мифологии», «Ростовских сказок», исторических трудов «Ростова Великого князья, иерархи и знаменитые люди», «Летопись бытия временных лет Ростова Великого» и других. В своем творчестве Артынов, создавая обширные фолианты, пользовался собственной коллекцией и собраниями других краеведов, сопровождая свои сочинения множеством примечаний, указателей, ссылок. Однако, как отмечают исследователи творчества А., для его стиля работы не существовало правил проведения границы между догадкой, домыслом и правдой, подлинным источником. В результате многие недошедшие до нас источники в пересказе Артынова утрачивают свою достоверность, многие из них попросту вымышлены. Его называют даже «лубочным литератором». Причудливость повествований Артынова в его пристрастии к сказочным персонажам: богатырям Тугарину Бор-Закедье, Силоволу, Русину и тому подобным легендарно-фольклорным героям. Своеобразен язык Артынова, сочетающий грубоватость раешника с нарочито книжными пассажами. Вместе с тем, явление Артынова - это феномен, типичный для провинциальной историографии, в русле которой и нужно оценивать самобытный, хотя и малообразованный талант Артынова. В конце жизни Артынов, ставший своего рода местной ростово-ярославской достопримечательностью, посетить которую в его селе Угодичи стремились приезжавшие культурные путешественники, не избежал потрясений. Он был голословно обвинен в каких-то злоупотреблениях по должности церковного старосты, и ему стоило немалого труда оправдаться. Творческое наследие Артынова сохранилось во многом благодаря краеведу и собирателю А.А.Титову. Часть его находится в фонде Титова, в РНБ (более 80 рукописных книг), другая часть сохранилась в Ростовском музее-заповеднике. Имеются его рукописи и в Историческом музее в Москве. Севастьянова А.А.
| |