в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Библиотеки Ярославского края
Угличская городская публичная библиотека
Мышкинская земская публичная библиотека
Страницы истории некоузских библиотек
Пошехонская уездная земская библиотека
Сельские народные библиотеки
Дворянская культура
Книжная культура (Древнерусский период)
Ярославская культура X - XIII веков (домонгольская)
Культура XIX – начала XX века
Культура XV - XVI веков
Культура XVII веке
Ярославская культура XVIII века
Ярославская культура древнейших времен
Культура интеллигенции
Культура крестьянства
Культура купечества
Культура наемных работников
Культура общественных групп (культурная стратификация)
Культура ордынского периода
Культура ремесленников и артельных работников
Ярославская губернская ученая архивная комиссия
Ярославское естественно-историческое общество
Демидовский юридический лицей
Ярославская духовная семинария
Ярославский учительский институт (1908 – 1918 гг.).
Ярославское епархиальное Ионафановское женское училище
Ярославский кадетский корпус
Училище девиц духовного звания в городе Ярославле
Исторический музей – Древлехранилище
Ростовский музей церковных древностей
Рыбинский естественно-исторический музей
Угличский музей
Естественно-исторический музей
Образование в начале ХХ века
Образование в XIX веке
Образование с древнейших времен до XVIII века
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство





Полезные ссылки Обмен usdt в москве где обменять tether usdt.
 

Культура наемных работников

В XIX - начала XX веков складывается субкультура наемных работников на фабриках и заводах.

Из ярославской деревни рабочие приносили крестьянское патриархальное сознание. Да и наем работников подчас был приноровлен к срокам сельхозработ: он происходил на срок от Покрова до Пасхи. В рабочей среде нередко сохранялся религиозный строй жизни, сберегались песни и сказки, бытовые верования крестьянства. Строй жизни рабочих сохранял общинные формы. Фабричная община, во главе которой стоял предприниматель, совпадала с церковным приходом. Этот общинно-семейный строй был далек от формальных отношений по поводу купли-продажи рабочей силы. Характерны жалобы революционных агитаторов на трудности общения с рабочими: «Все сколько-нибудь крупные и «настоящие» фабрики (в особенности Большая Карзинкинская мануфактура) были за городом, рабочие жили там же, в казармах, ревниво охранявшихся хозяйскими и царскими церберами вместе» (А.Стопани, рубеж XIX-XX вв.)

Однако в рабочей среде происходило и приобщение к новым городским культурным формам. Рядом с песней бытует частушка (выдвигающаяся в качестве фаворита и в деревне). Постепенно разрушаются традиционные моральные представления.

Условия труда были часто тяжелыми, а доходы низкими. Изнурительный труд требовал для поддержания жизненного тонуса допинга: водки. Частым явлением в рабочей среде было пьянство, расшатывающее организм, деморализующее человека. Продолжительный рабочий день подчас не давал времени и сил для умственного развития рабочих, чтения и развлечений. Рабочие нередко жили в больших казармах с центральным коридором и комнатами-каморками по сторонам, в тесноте и бедности.

Однако такое положение было не повсеместным. Существовали предприятия, владельцы которых заботились о работниках. Администрация Ярославской Большой мануфактуры и некоторых других предприятий порой предпринимала усилия для организации культурного быта рабочих. Квалифицированные рабочие имели хороший доход и устойчивое положение в обществе.

Бьющее в глаза неравенство материального положения в городской среде являлось основанием для социального беспокойства и неудовлетворенности работников. Контрасты бедности и богатства приходили в противоречие с общинным идеалом уравнительной справедливости, вынесенным из деревни. Показателен успех у рабочих Ярославской Большой мануфактуры народной драмы «Царь Максимиан», которая разыгрывалась здесь в бараках на рубеже XIX-XX веков. Плохой царь в драме противопоставляется гонимому царевичу. Постановка пьесы стала формой социального протеста, опирающегося на логику народного сознания, противопоставлявшего царя праведного царю неправедному. Перестали играть драму к середине 1900-х годов, когда, судя по всему, началось разрушение веры в саму возможность доброго царя.

Возможности борьбы за улучшение экономического положения у рабочих были ограниченными, что толкало их на выдвижение политических задач. Перспектива простейших улучшений жизни связывается с глобальными социальными переворотами. На предприятиях усваивается революционная пропаганда интеллигентов-маргиналов, вносящих в рабочее движение «классовое сознание», т.е. дух вражды к нанимателям, к солидарной с ними власти, как светской, так и духовной. Часто рабочие перенимают политический радикализм и социальный утопизм интеллигенции, что вело к критицизму и нигилизму не только в сфере социальных отношений, но и в морали, в быту. Рабочие Ярославского края активно участвовали в революционном движении 1905–1907 годов.

Во второй половине 1907–1914 годов крайние революционные идеи пользовались ограниченной поддержкой ярославских наемных работников; проявлялась в их среде воля к «классовому миру». Улучшались и условия жизни квалифицированных рабочих.

Е.А.Ермолин



Рабочие станции Урочь
Рабочие станции Урочь
Рабочий ЯБМ Н.Абрамов
Рабочий ЯБМ Н.Абрамов
Братья Топл
Братья Топл
Артельная гвоздарня
Артельная гвоздарня