в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Библиотеки Ярославского края
Угличская городская публичная библиотека
Мышкинская земская публичная библиотека
Страницы истории некоузских библиотек
Пошехонская уездная земская библиотека
Сельские народные библиотеки
Дворянская культура
Книжная культура (Древнерусский период)
Ярославская культура X - XIII веков (домонгольская)
Культура XIX – начала XX века
Культура XV - XVI веков
Культура XVII веке
Ярославская культура XVIII века
Ярославская культура древнейших времен
Культура интеллигенции
Культура крестьянства
Культура купечества
Культура наемных работников
Культура общественных групп (культурная стратификация)
Культура ордынского периода
Культура ремесленников и артельных работников
Ярославская губернская ученая архивная комиссия
Ярославское естественно-историческое общество
Демидовский юридический лицей
Ярославская духовная семинария
Ярославский учительский институт (1908 – 1918 гг.).
Ярославское епархиальное Ионафановское женское училище
Ярославский кадетский корпус
Училище девиц духовного звания в городе Ярославле
Исторический музей – Древлехранилище
Ростовский музей церковных древностей
Рыбинский естественно-исторический музей
Угличский музей
Естественно-исторический музей
Образование в начале ХХ века
Образование в XIX веке
Образование с древнейших времен до XVIII века
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Культура XV - XVI веков

Конец XIV - начало XV веков - это время, когда Верхневолжью предстояло сделать политический и культурный выбор между сохранением независимости и вхождением в орбиту московского влияния. Его самые ранние предпосылки были заложены в 1374-1375 годах, когда общекняжеский съезд в Переяславле санкционировал по инициативе Москвы военный поход против Твери, победоносно завершившийся в августе 1375 года. В походе участвовали и ярославские и ростовские князья. Переяславль-Залесский и Ростов издавна тяготели к Москве. Ей, как правило, была обеспечена и поддержка церковных иерархов, монастырей.

В первой трети XV века край стал ареной междоусобья, смысл которого, по оценке историка А.Зимина, состоит в том, что «крепостнической, крестьянской и монашествующей Москве противостояла северная вольница промысловых людей (солеваров, охотников, рыболовов) и свободных крестьян». В этой борьбе ярославские князья также в основном поддерживали Москву, и лишь Углич держал сторону северян. Победа Москвы предопределила скорый, в пределах жизни одного поколения, закат независимой государственности в Верхневолжье. Общество и власть в крае не имели ни духовных, ни военных ресурсов для противодействия Москве.

Последний ярославский князь Александр Брюхатый обнаруживает явную неспособность сохранить суверенитет. Край подпадал под воздействие московской государственности и культуры. После постепенного поглощения Москвой всех государственных образований на территории Ярославского края проводниками московской политики становятся здесь не только присылаемые воеводы, но и монастыри. Московские князья делают в них богатые вклады, способствуя монастырскому процветанию, обширным строительным затеям, появлению новых росписей и пр.

Присоединение ярославских земель к Москве усилило местные контакты с ее богатой и щедрой культурой. Край приобщается к общерусским духовным исканиям и проблемам. Свидетельством этого являются росписи в соборе ярославского Спасского монастыря, созданные в XVI в. и несущие небывалую для Ярославля печать мистических исихастских духовных устремлений. Сюжеты «Отечество», «Похвала Богоматери», «Преображение Господне» являются изобразительными аргументами в полемике с ересями, отвергавшими божественность Иисуса Христа и трехипостасность Бога. Если ереси - явление Ярославском крае очень редкое, можно сказать - элитарное (епископ Давид и, может быть, еще несколько вольнодумцев), то распространившееся в Верхневолжье юродство - важный симптом культурного неблагополучия. В XVI веке, наряду с Москвой, крупнейшим центром юродства на Руси является Ростов. Это связывается с поиском путей к радикальному отказу от погрязшего в грехах и безнадежно растлившегося мира, к пророческому обличению общественных и личных грехов. Официальная церковность переставала удовлетворять людей с серьезным нравственным запросом к себе и к миру. Юродивые пользовались широким народным признанием.

В течение XVI века складываются предпосылки к тому, чтобы Ярославль стал крупнейшим культурным центром в крае. Ростов и Переяславль удерживают культурный статус всероссийского богомолья, здесь с особой силой проявляют себя религиозно-культурные коллизии. В Ярославле же в первую очередь вызревает мирская культура нового для края типа.

Культурный процесс становится более динамичным, особенно после открытия новых торговых путей, на перекрестке которых оказались города края. Ярославцы отправляются в путешествия за тридевять земель - а с другой стороны, в городах появляются иноземцы - торговые люди с Запада и Востока, мурзы - мусульмане, переселенные в Ярославль и Романов Иваном IV из покоренных ханств, евреи.

С середины XVI века в Ярославском крае появляются и иноземцы, иноверцы. Это создает почв для конфликтного взаимодействия не только в коммерческой области, но и на вероисповедной основе. Однако за пределами конфессионального антагонизма оставалась область бытовых контактов, эстетических впечатлений, экономического опыта. Здесь непримиримость к чужому ослабевала и сходила на нет, следствием чего становятся бытовые и художественные заимствования, следы западных и восточных влияний в культуре XVII века. Международная торговля ярославских купцов давала им инокультурный опыт.

Видную роль в Ярославле начинают играть переселенцы-новгородцы. После 1570 года они были сосланы сюда Иваном IV. Это событие имело и культурное значение. Новгородцы принесли на Волгу то, чем славился Господин Великий Новгород: деловую хватку, предприимчивость, размах коммерческих операций, прагматический подход к жизни и вере. Эти качества дадут о себе знать в XVII веке. Многие богатые купеческие дома Ярославля (Светешниковы, Скрипины и др.) ведут свое происхождение от новгородских переселенцев. Ярославль стал культурным наследником и преемником Новгорода.

Очевидно, вместе с новгородцами в край приходит представление о храме как не только о месте богослужения, но и своего рода клубе, на паперти которого, в галерее, собирается приход для решения сугубо, казалось бы мирских проблем, приобщая торговые, коммерческие заботы к главным приходским святыням. Из Новгорода, вероятно, пришел обычай сооружения в один день новой церкви (обыденного храма) во время эпидемии, для борьбы с нею. Для избавления от моровой язвы в 1612 году в Ярославле по обету был сооружен Спасопробоинский обыденный храм. Частные выражения новгородской традиции, перенесенной на новую почву, сочетаются с более общим, ярко проявившим себя в культуре Ярославля XVII века новгородским этносом предприимчивости.

Е.А.Ермолин



Боярин на коне
Боярин на коне
вид русской деревни
вид русской деревни
Косники
Косники
Народные игры и развлечения
Народные игры и развлечения
Одежда женщин
Одежда женщин
Русский конный воин
Русский конный воин
Группа крестьян ХVII века
Группа крестьян ХVII века